Прокурор разъясняет

  • 8 октября 2021, 00:00
О федеральном государственном экологическом надзоре и региональном государственном экологическом надзоре
  Текст

О федеральном государственном экологическом надзоре и региональном государственном экологическом надзоре

 

Пунктом 8 статьи 69 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что  уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти  - на территории Владимирской области – Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям - осуществляется ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду  и подлежащих в соответствии со статьей 65 Закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору.

Ведение региональных государственных реестров объектов НВОС, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – на территории Владимирской области – Департаментом природопользования и  охраны окружающей среды Владимирской области.

Согласно пункту 6 статьи 65 Закона № 7-ФЗ перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

Законодателем в пункте  6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ  предусмотрено, что сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

- об изменении места нахождения объекта НВОС;

- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Таким образом, в Законе № 7-ФЗ установлен закрытый перечень оснований для актуализации сведений об объектах НВОС.

Пунктом 2 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ установлено, что декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - на территории Владимирской области – Межрегиональным Управлением Росприоднадзора по Ивановской и Владимирской областям, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - на территории Владимирской области – Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области.

Согласно пункту 7 статьи 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации  (соответствующие органы на  территории Владимирской области указаны выше) отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 «Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Анализ приведенных положений федерального законодательства свидетельствует о том, что в случае если в отношении объекта НВОС осуществляется федеральный государственный экологический надзор, декларации и отчеты направляются в территориальный орган Росприроднадзора.

Кроме того, в силу положений пункта 7.1 статьи 65 Закона N 7-ФЗ в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя хотя бы одного объекта НВОС, подлежащего федеральному государственному экологическому надзору, осуществление в отношении объектов НВОС (в том числе состоящих на государственном учете в региональных государственных реестрах объектов НВОС) такого юридического лица, индивидуального предпринимателя регионального государственного экологического надзора является нарушением требований законодательства Российской Федерации.