Интервью и выступления

  • 24 октября 2018, 15:08
  • Ерешкин Николай Иванович
Интервью заместителя прокурора Волгоградской области Н.И. Ерешкина газете "Московский комсомолец в Волгограде"
  Текст

Встав на неправильный путь, а иногда и просто оступившись, человек может попасть в места не столь отдаленные. Находясь в определенной зависимости от сотрудников колонии, вдали от родных и близких, правозащитников, а порой и в окружении соседей, не желающих жить по законам права и общечеловеческой морали, человеку гораздо сложнее защитить свои права, чем на воле. Но и для таких граждан есть прокурор, в чью миссию входит обеспечение законности в местах лишения свободы. Как соблюдаются права осужденных в исправительных учреждениях, «МК в Волгограде» узнал у заместителя прокурора Волгоградской области Николая Ерешкина.

Место встречи
– Николай Иванович, вы по долгу службы курируете вопросы надзора за соблюдением законодательства в местах лишения свободы. Сколько у вас «подопечных» объектов?
– В настоящее время на территории региона под надзором органов прокуратуры Волгоградской области находится 13 исправительных учреждений, пять следственных изоляторов и один открывшийся в апреле 2018 года исправительный центр, предназначенный для отбывания наказания в виде принудительных работ. Всего в местах принудительного содержания уголовно-исполнительной системы содержится немногим более 12 тысяч граждан, как уже осужденных за совершение различного рода преступлений, в большей степени тяжких и особо тяжких, так и лиц, расследование и рассмотрение уголовных дел в отношении которых еще не завершено. Помимо этого, прокурорами проводятся проверки и в имеющихся в каждом из районов области подразделениях уголовно-исполнительной инспекции, где состоят на учете порядка 8,5 тысячи человек.

– В чем заключается и насколько важна эта работа?
– О важности этого кажущегося, на первый взгляд, узко профилированного участка надзорной деятельности говорит многое. По приказу Генерального прокурора Российской Федерации проведение проверок в исправительных учреждениях и следственных изоляторах возложено не только на работников соответствующих прокуратур районного звена, но и лично на прокуроров субъектов РФ и их заместителей, курирующих это направление работы.

– Как часто вы проводите проверки в исправительных учреждениях?
– Довольно часто. При этом я в обязательном порядке посещаю производственные участки, столовые и медпункты учреждений УИС, а также жилые помещения для осужденных, провожу их личный прием, выясняю темы, которые их волнуют, с принятием при необходимости мер прокурорского реагирования. Нижестоящими прокурорами такие проверки проводятся не реже одного раза в месяц. Практикуется и проведение таких мероприятий в нерабочее время. Так, в первой половине 2018 года из общего числа 182 проведенных в местах лишения свободы и содержания под стражей проверок 32 осуществлены в вечернее время и в выходные дни, что существенно повысило их эффективность.

Режимные требования
– Много ли выявляется нарушений и на что в первую очередь обращают внимание проверяющие?
– В центре внимания прокуроров – создание администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, надлежащих условий для реализации осужденными и лицами, содержащимися под стражей, гарантированных законом прав при одновременном неукоснительном соблюдении ими режимных требований. Согласно статистике на этом участке в первом полугодии выявлено 1155 фактов различных нарушений, для устранения которых должностным лицам уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел и иных учреждений, участвующих в исполнении наказаний, внесено 277 представлений. Наказание понесли 408 человек, отменено по протестам 54 незаконных правовых акта.

– Рассматриваете ли вы обращения осужденных в прокуратуру, на что они чаще всего жалуются?
– Традиционно особое внимание в прокуратуре уделяется жалобам осужденных и иных лиц, действующих в их интересах. Каждое второе обращение прокурорскими работниками рассматривалось с выездом на место, в остальных случаях проводились документальные проверки. Анализ поступавших обращений показывает, что в них заявители чаще всего оспаривали решения о наложении дисциплинарного взыскания, просили оказать содействие в установлении места нахождения изъятого имущества, жаловались на неудовлетворительную работу отделов специального учета по отправке корреспонденции, а также неоказание, по их мнению, необходимой им медицинской помощи.

- А на что жалоб стало меньше?
- Значительно реже стали затрагиваться вопросы материально-бытового обеспечения. Положительная динамика в определенной степени достигнута в результате принимаемых прокуратурой региона мер по улучшению условий содержания лиц в исправительных учреждениях и следственных изоляторах области.

– Были случаи, когда требовалось прокурорское реагирование?
– Да. Например, при рассмотрении жалобы одного из заключенных установлено, что в следственном изоляторе он содержался в камере, где материально-бытовые условия не в полной мере соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Факт нашел отражение в представлении прокуратуры области на имя начальника следственного изолятора, по результатам рассмотрения которого приняты необходимые меры по приведению условий содержания заключенных к установленным законом нормативам. При выездах в учреждения УИС в постоянном режиме проводится и личный прием этой категории граждан. В истекшем полугодии на личном приеме по вопросам исполнения наказаний принято 230 лиц, из них порядка 1/4 – лично прокурорами и их заместителями.

Дайте жалобную книгу
– Могут осужденные изложить свою просьбу лично во время проверки?
– В ходе непосредственного общения с осужденными и содержащимися под стражей мы стараемся получить оперативную информацию о возможных нарушениях их прав, незамедлительно принять меры к их восстановлению, а в случае отсутствия нарушений дать соответствующее разъяснение на месте. Несмотря на принятые меры по-прежнему значительная доля отступлений от требований закона выявляется в связи с несоблюдением условий отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы и содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей.

– Какие нарушения встречаются чаще?
– Как правило, это несоблюдение установленных федеральным законодательством норм санитарной и жилой площади. На такие случаи достаточно остро реагирует и Европейский суд по правам человека, в случае их подтверждения взыскивая значительные суммы компенсации с государства-ответчика. Вместе с тем следует отметить, что если ранее в силу различных, в том числе объективных, причин такие нарушения носили более распространенный характер, то теперь они допускаются лишь в единичных случаях.

- А бытовые условия тоже контролируете?
-Да, вопросы обеспечения осужденных необходимыми предметами мебели и камерного оборудования, вещами и индивидуальными средствами гигиены, соблюдения правил пожарной безопасности и норм санитарии - все это проверяем тоже. К примеру, в одной из колоний областного центра из-за протечки крыши вода буквально затапливала постели осужденных. Администрация учреждения при этом бездействовала. Люди были вынуждены полиэтиленовой пленкой и подручными средствами закрывать постель и одежду, чтобы попросту не промокнуть.

– В практике прокурорского надзора были случаи, когда требовалось принятие мер в отношении самих осужденных?
– Отбывание наказания является установленной государством мерой ответственности за совершенное преступление и возлагает на гражданина ряд обязанностей – соблюдать режимные требования исправительного учреждения, трудиться и т. д. К числу новелл в правоприменительной практике региона можно отнести предъявление прокурорами исковых заявлений о взыскании с осужденных, не желающих работать и добровольно оплачивать расходы на их содержание, понесенные администрациями колоний, материальных затрат. В условиях бюджетного недофинансирования нужд учреждений такая деятельность приобретает особую актуальность. Состояние законности в сфере привлечения осужденных к труду изучается как в плановом порядке, так и в связи с поступавшими в органы прокуратуры сигналами о несоблюдении законодательства. При этом усилия прокуроров направлены как на обеспечение выполнения администрациями исправительных учреждений установленной УИК РФ обязанности привлекать осужденных к труду и корреспондирующей ей обязанности каждого осужденного трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией, так и на соблюдении требований закона об условиях и оплате такой деятельности.

Трудодни за решеткой

– Какие нарушения трудовых прав осужденных выявлялись прокуратурой?
– Например, несоблюдения прав осужденных на оплату труда, нормальную продолжительность рабочего времени, безопасные условия производственного процесса, обеспечение средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью. В числе наиболее распространенных нарушений законности в анализируемой сфере случаи привлечения к труду лиц из числа осужденных в нерабочие дни без соответствующей оплаты и отражения в документах по учету рабочего времени. В то же время на особом контроле в прокуратуре находилось и состояние работы в учреждениях УИС по возмещению осужденными причиненного ими ущерба, погашению других возложенных на них обязательств. В актах реагирования прокурорами регулярно ставится вопрос о первоочередном трудоустройстве лиц, имеющих такую задолженность.

– Что мешает соблюдению законности в отношении трудоустройства осужденных?
– Безусловному выполнению положений уголовно-исполнительного законодательства об обязательном трудоустройстве всех осужденных препятствуют объективная невозможность обеспечить работой всех лиц, отбывающих наказание в колониях региона, в том числе по причине невостребованности товаров и услуг, производимых в местах лишения свободы.

– Что делается в этом направлении?
– В июне текущего года вопросы привлечения осужденных к труду в целом обсуждались в формате межведомственного совещания с участием руководства администрации Волгоградской области, регионального управления ФСИН, Государственной инспекции труда в регионе, а также уполномоченного по правам человека в Волгоградской области, председателя ОНК, начальников пенитенциарных учреждений и надзирающих за их деятельностью прокуроров. На совещании были заслушаны и результаты проведенной надзорной проверки.

- И что решили?
- По итогам обсуждения администрации Волгоградской области рекомендовано принять специальную целевую программу по вопросу трудовой занятости осужденных либо включить соответствующие мероприятия в иные действующие региональные целевые программы. Считаю, что принятые нами во взаимодействии с региональным Управлением ФСИН меры позитивно отразились на положении дел в сфере трудоиспользования осужденных. Увеличился средний заработок занятых осужденных, расширен ряд производственных участков с созданием новых рабочих мест, завершены мероприятия по проведению спецоценки условий труда осужденных. И работа в этом направлении продолжится.

Николай АРТЕМЬЕВ.

Распечатать