Прокурор разъясняет

  • 27 мая 2019, 13:12
Реализация риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора)
  Текст

Разъясняет начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства Иван Николаевич Игнатов.

 

Статьей 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) предусмотрено применение  риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора).

 

Риск-ориентированный подход заключается в том, что деятельность организации или индивидуального предпринимателя (либо производственные объекты, которые ими используются), относят к определенной категории риска или классу опасности.

 

Это напрямую влияет на периодичность проведения плановых проверок организации или индивидуального предпринимателя. Высокие категории риска (классы опасности) проверяют чаще, а более низкие реже.

 

Применение риск-ориентированного подхода предусмотрено не для всех видов государственного контроля, а только для тех, которые включены в соответствующий перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806. К ним относятся, например:

 

пожарный надзор; санитарно-эпидемиологический надзор; надзор за соблюдением трудового законодательства; земельный надзор; надзор в области защиты прав потребителей. Виды государственного регионального (контроля), проводимые с применением риск-ориентированного подхода, устанавливаются и на уровне субъекта Российской Федерации. В положении о каждом виде контроля (надзора) определены:

 

категории риска (классы опасности). В положении может быть определено от трех до шести категорий риска (классов опасности); критерии отнесения к категории риска или классу опасности; частота проведения проверок для каждой категории (класса). Сведения о присвоении организации либо индивидуальному предпринимателю определенной категории риска или класса опасности можно узнать двумя способами:

 

1. на сайте контролирующего (надзорного) органа. При этом такие органы обязаны публиковать информацию в том случае, если присвоена категория чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска или 1, 2, 3 класса опасности (пункт 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806).

 

2. непосредственно обратившись в контролирующий (надзорный) орган. Для этого необходимо подать запрос, срок для рассмотрения которого составляет 15 рабочих дней.

 

Необходимо также отметить, что если организация или индивидуальный предприниматель не согласны с классом и критерием опасности, то можно потребовать их изменить. Для этого предусмотрена возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса опасности.

 

Сведения, которые нужно указать в заявлении, перечислены в пункте 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие, наличие оснований для изменения категории риска или класса опасности.

 

Срок рассмотрения такого заявления составляет 15 рабочих дней. В результате орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, информирует юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления.

 

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель информируются о причинах отказа.

 

Решение об отказе может быть обжаловано в административном или судебном порядке (пункт 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806).

 

​​​​​​​