Прокурор разъясняет - Прокуратура Кемеровской области
Прокурор разъясняет
- 26 мая 2016, 11:02
Разъясняет заместитель прокурора Рудничного района г. Кемерово Василиса Петровна Бухарина.
Наиболее актуальной и сложной проблей возникающей в сфере землепользования является определение границ земельных участков, что в том числе, связано с неправомерным установлением таких границ иными землепользователями, а также фактами «самозахватов» части земельных участков.
До введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельных участков зачастую принимались без проведения работ по межеванию и кадастрового учета. В результате большой массив земельных участков по настоящее время не имеет границ определённых, в соответствии с требованиями законодательством, что нередко становиться причиной разногласий с владельцами соседних земельных участков (так называемых смежных землепользователей).
Возникшие конфликтные ситуации разрешаются долго и сложно. Часто возникшие споры передаются такими землепользователями на разрешение суда и могут закончиться «утратой» части ранее используемого земельного участка.
В настоящее время существуют две основные проблемы, возникающие у землепользователей, это – определение границ земельного участка и наличие (отсутствие) документов, обосновывающих правомерность использования ранее предоставленных земельных участков.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ) именно границы земельного участка индивидуализируют его как вещь. Границы участка должны быть описаны и удостоверены в установленном земельным законодательством порядке, в том числе посредством проведения кадастровых работ.
В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» границы земельных участков на местности устанавливаются исключительно в ходе проведения землеустроительных работ. До этого момента границы земельного участка являются не установленными (независимо от наличия ограды), а площадь – декларированной (то есть заявляемой). Необходимым для кадастрового учета документом является межевой план.
Законодательством предусмотрен порядок формирования земельных участков путем изготовления землеустроительного дела (межевого плана), в составе которого разрабатывается схема границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются его границы. Их отсутствие правоприменительной практикой трактуется как «отсутствие земельного участка как такового».
Границы земельного участка определяются в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является, прежде всего, систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как: описание местоположения его границ и его площадь. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
Чаще всего при разрешении возникших споров наибольшую трудность составляет уточнение границ уже используемых земельных участков, поскольку определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно.
При этом во избежание возможных злоупотреблений в данной сфере на законодательном уровне введена процедура обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Технический паспорт и топографический план, в соответствии с действующим законодательством, не являются документами, подтверждающими границы (координаты характерных точек его границ) земельного участка и не позволяют однозначно определить его местоположение на местности.
Действующим законодательством предусмотрен еще один способ определения границ используемого земельного участка.
Так, в соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если вышеперечисленные документы отсутствуют, границами земельного участка признаются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Кроме этого, необходимо помнить, что в силу ч. 4 ст. 24 Федерального закона № 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Законом предусмотрено, что если по истечении пяти лет, со дня постановки на учет земельного участка, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В связи с этим, непринятие необходимых мер по своевременной регистрации используемого земельного участка, может обусловить не только зря потраченные время и средства, но и предоставление такого участка (либо его части) иному лицу, то есть фактическую утрату возможности использования такого участка в дальнейшем.
Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса
26 мая 2016, 11:02
Определение границ земельного участка
Разъясняет заместитель прокурора Рудничного района г. Кемерово Василиса Петровна Бухарина.
Наиболее актуальной и сложной проблей возникающей в сфере землепользования является определение границ земельных участков, что в том числе, связано с неправомерным установлением таких границ иными землепользователями, а также фактами «самозахватов» части земельных участков.
До введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельных участков зачастую принимались без проведения работ по межеванию и кадастрового учета. В результате большой массив земельных участков по настоящее время не имеет границ определённых, в соответствии с требованиями законодательством, что нередко становиться причиной разногласий с владельцами соседних земельных участков (так называемых смежных землепользователей).
Возникшие конфликтные ситуации разрешаются долго и сложно. Часто возникшие споры передаются такими землепользователями на разрешение суда и могут закончиться «утратой» части ранее используемого земельного участка.
В настоящее время существуют две основные проблемы, возникающие у землепользователей, это – определение границ земельного участка и наличие (отсутствие) документов, обосновывающих правомерность использования ранее предоставленных земельных участков.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ) именно границы земельного участка индивидуализируют его как вещь. Границы участка должны быть описаны и удостоверены в установленном земельным законодательством порядке, в том числе посредством проведения кадастровых работ.
В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» границы земельных участков на местности устанавливаются исключительно в ходе проведения землеустроительных работ. До этого момента границы земельного участка являются не установленными (независимо от наличия ограды), а площадь – декларированной (то есть заявляемой). Необходимым для кадастрового учета документом является межевой план.
Законодательством предусмотрен порядок формирования земельных участков путем изготовления землеустроительного дела (межевого плана), в составе которого разрабатывается схема границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются его границы. Их отсутствие правоприменительной практикой трактуется как «отсутствие земельного участка как такового».
Границы земельного участка определяются в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является, прежде всего, систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как: описание местоположения его границ и его площадь. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
Чаще всего при разрешении возникших споров наибольшую трудность составляет уточнение границ уже используемых земельных участков, поскольку определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно.
При этом во избежание возможных злоупотреблений в данной сфере на законодательном уровне введена процедура обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Технический паспорт и топографический план, в соответствии с действующим законодательством, не являются документами, подтверждающими границы (координаты характерных точек его границ) земельного участка и не позволяют однозначно определить его местоположение на местности.
Действующим законодательством предусмотрен еще один способ определения границ используемого земельного участка.
Так, в соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если вышеперечисленные документы отсутствуют, границами земельного участка признаются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Кроме этого, необходимо помнить, что в силу ч. 4 ст. 24 Федерального закона № 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Законом предусмотрено, что если по истечении пяти лет, со дня постановки на учет земельного участка, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В связи с этим, непринятие необходимых мер по своевременной регистрации используемого земельного участка, может обусловить не только зря потраченные время и средства, но и предоставление такого участка (либо его части) иному лицу, то есть фактическую утрату возможности использования такого участка в дальнейшем.
Все права защищены