Прокурор разъясняет

  • 15 мая 2018, 14:58
Уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
  Текст

Разъясняет начальник уголовно-судебного управления Светлана Валерьевна Панова.

 

В сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки.

 

Однако не все деяния, совершаемые в указанной сфере, подпадали под нормы уголовного закона. Так, ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены государственного или муниципального контракта, заключением или исполнением государственного или муниципального контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не мог рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершались представителями заказчика, которые не являлись должностными лицами (например, работниками контрактной службы, контрактными управляющими, членами комиссии по осуществлению закупок, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг). Такие деяния причиняли существенный ущерб бюджетной системе Российской Федерации, а также бюджетным учреждениям, иным лицам, являющимся в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиками или участниками закупки.

 

С целью установления уголовной ответственности за совершение подобных деяний работниками контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также за подкуп указанных лиц, Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" внесены соответствующие изменения в действующее законодательство, уголовный закон дополнен двумя новыми статьями – 200-4 и 200-5 УК РФ.

 

С момента вступления в силу указанного закона (04.05.2018) за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб предусмотрено наказание до 3 лет лишения свободы (часть 1 статьи 200-4 УК РФ), а при наличии квалифицированного состава - лишение свободы на срок до семи лет (часть 2 статьи 200-4 УК РФ), а в случае подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок при наличии квалифицирующих признаков – наказание до 12 лет лишения свободы (часть 6 статьи 200-5 УК РФ).

 

​​​​​​​