Прокурор разъясняет

  • 23 апреля 2021, 10:59
О мерах по предупреждению хищений денежных средств с банковских карт
  Текст

Росту преступлений, связанных с хищением денежных средств с банковских карт, как показывает практика, способствует недостаточная осведомленность граждан в области информационных технологий и несоблюдение элементарных правил безопасности.

Для предотвращения противоправных действий по снятию денежных средств с банковского счета следует знать, что сотрудники банка никогда не запрашивают персональные сведения, реквизиты и сроки действия карты, пароли и коды из смс-сообщений для подтверждения финансовых операций, логины, пин-коды и CVV-код банковских карт.

Кроме того, сотрудники банка также не предлагают: установить программы удаленного доступа (или сторонние приложения) на мобильное устройство и разрешить подключение к ним под предлогом технической поддержки (например, удаление вирусов с устройства); перейти по ссылке из СМС-сообщения; включить переадресацию на телефоне клиента для совершения в дальнейшем звонка от его имени в банк; под их руководством перевести для сохранности денежные средства на «защищенный счет»; зайти в онлайн-кабинет по ссылке из СМС-сообщения или электронного письма.

Банк может инициировать общение с клиентом только для консультаций по продуктам и услугам кредитно-финансового учреждения. При этом звонки совершаются с номеров, указанных на оборотной стороне карты, на сайте банка или в оригинальных банковских документах. Иные номера не имеют никакого отношения к банку.

Следует использовать только надежные официальные каналы связи с кредитно-финансовым учреждением. В частности, форму обратной связи на сайте банка, онлайн-приложения, телефоны горячей линии и т.д.

Необходимо учитывать, что держатель карты обязан самостоятельно обеспечивать конфиденциальность ее реквизитов и в этой связи избегать: подключения к общедоступным сетям Wi-Fi; использования ПИН-кода или CVV-кода при заказе товаров и услуг через сеть «Интернет», а также по телефону, сообщения их третьим лицам.

При использовании банкоматов убедитесь, что все операции, совершаемые предыдущим клиентом, завершены; что на клавиатуре и в месте для приема карт нет дополнительных устройств.

Совершая операции, не прислушивайтесь к советам незнакомых людей и не принимайте их помощь.

При использовании мобильных приложений необходимо соблюдать осторожность. Не устанавливать программы, запрашивающие право на чтение адресной книги, отправку смс-сообщений и доступ к сети Интернет, отключать в настройках возможность использования голосового управления при заблокированном экране. При оплате услуг картой в сети интернет учитывать высокую вероятность перехода на поддельный сайт, созданный мошенниками для компрометации клиентских данных, включая платежные карточные данные.

Применяя сервисы СМС-банка, сверяйте реквизиты операции в СМС-сообщении с одноразовым паролем от официального номера банка. Если реквизиты не совпадают, то такой пароль вводить нельзя.

При оплате услуг картой в сети «Интернет» требуется всегда учитывать высокую вероятность перехода на поддельный сайт. Поэтому необходимо использовать только проведенные сайты, внимательно читать тексты СМС-сообщений с кодами подтверждений, проверять реквизиты операций.

Кроме того, необходимо придерживаться следующих правил:

- в торговых точках, ресторанах и кафе все действия с банковской картой должны происходить в присутствии держателя карты. В противном случае мошенники могут получить ее реквизиты, либо сделать копию при помощи специальных устройств и использовать их в дальнейшем для изготовления подделки;

- в случае потери банковской карты немедленно позвонить в банк для блокировки - это поможет сохранить денежные средства;

- подключить услугу смс-информирование - это обеспечит контроль за проведением любых операции по карте. При получении смс о несанкционированном списании средств со счета, заблокировать карту;

- установить лимит выдачи денежных средств в сутки и за одну операцию (это можно сделать в отделении банка или удалённо - в интернет-банке). Мошенники не смогут воспользоваться сразу всей суммой, которая находится на карте;

- при вводе пин-кода прикрывать клавиатуру. Вводить пин-код быстрыми отработанными движениями - это поможет в случае, установки скрытых видеокамер мошенников;

- выбирать для пользования терминалы и банкоматы, которые расположены непосредственно в отделениях банка или других охраняемых учреждениях;

- использовать банковскую карту в торговых точках, не вызывающих подозрений;

- в случае некорректной работы банкомата - если он долгое время находится в режиме ожидания или самопроизвольно перезагружается - рекомендуется отказаться от его использования. Велика вероятность того, что он перепрограммирован злоумышленниками.

Если вам пришло СМС от банка о блокировке карты или звонят из банка и спрашивают номер карты, пароль и код доступа, необходимо проверить эту информацию и перезвонить в клиентскую службу поддержки банка.

Одним из видов мошенничества с платежными картами является так называемый «скимминг» - считывание данных карты при помощи устанавливаемого на банкомат специального устройства (скиммера). С помощью него злоумышленники копируют информацию с магнитной полосы карты (имя держателя, номер и срок действия карты). Для считывания пинкода преступники устанавливают на банкомат миниатюрную камеру или накладку на клавиатуру. Завладев информацией о карте, мошенник изготавливает ее дубликат и распоряжается денежными средствами держателя оригинальной карты. Поэтому перед тем как вставить карту в картоприемник следует внимательно осмотреть банкомат на предмет наличия подозрительных устройств.

За хищение денежных средств с банковского счета, а равно электронных денежных средств, в том числе путем обмана или злоупотребления доверием, предусмотрена уголовная ответственность (п. «г» ч. 3 ст. 158 и ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации»).

При возникновении малейших подозрений насчет предпринимаемых попыток совершения мошеннических действий следует незамедлительно уведомлять об этом банк.

Если вы стали жертвой мошеннических действий, незамедлительно обратитесь в органы полиции. О факте мошенничества можно сообщить по телефонам 02, 112 либо подать заявление о совершении преступления непосредственно в отделении полиции.

Информация подготовлена страшим помощником прокурора области по правовому обеспечению Антониной Александровной Нестеренко.