Доклады, обзоры, статистическая информация - Прокуратура Курской области
Доклады, обзоры, статистическая информация
- 1 августа 2019, 15:06
В 1 полугодии 2019 года в ходе реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы изучено 13 349 нормативных правовых актов органов государственной власти области и местного самоуправления.
В 442 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы, в целях устранения которых принесено 274 протеста, внесено 164 требования и 2 представления, направлена 1 информация. Из 399 нормативных правовых актов коррупциогенные факторы исключены, в остальные готовятся необходимые изменения.
Анализ результатов проведения антикоррупционной экспертизы показал, что коррупциогенные факторы содержались в основном в нормативных правовых актах сельских поселений, где небольшой штат работников и отсутствуют специалисты в области юриспруденции.
Так, прокурорами Беловского,Горшеченского и Касторенского районов в административных регламентах органов местного самоуправления по предоставлению муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» выявленкоррупциогенный фактор, выражающийся в нормативных коллизиях.
Внарушение пунктов 6 и 7 ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации административные регламенты не содержали требований о представлении заявителем при получении услуги протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения и нежилое помещение, а также согласия каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
По результатам рассмотрения 7 протестов прокуроров, из 4 нормативных правовых актов коррупциогенные факторы исключены, в остальные нормативные правовые акты готовятся соответствующие изменения.
В связи с наличием в муниципальных нормативных правовых актах коррупционных рисков территориальными прокурорами вносились требования.
Прокурором г. Курска установлено, что решением Курского городского Собрания от 25.04.2014 № 178-5-ОС «Об установлении платы за содержание жилого помещения (в ред. от 02.04.2019 № 116-6-ОС) определено два разных размера платы за содержание жилого помещения, разница которых составляет 1,46 руб. с 1 кв. м. ежемесячно.
В целях исключения коррупциогенного фактора, выражающегося в нормативных коллизиях, 06.05.2019 внесено требование, которое находится на рассмотрении.
При проведении прокуратурой области анализа практики правоприменения Порядка отбора теплоснабжающих организаций, осуществляющих обеспечение тепловой энергией, теплоносителем потребителей тепловой энергии в муниципальных образованиях Курской области, на предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на модернизацию объектов теплоснабжения, не учтенных при осуществлении государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 06.11.2018 № 206 (далее – Порядок), с учетом заключения независимой антикоррупционной экспертизы, в нем выявлены коррупциогенные факторы, выражающиеся в широте дискреционных полномочий, неполноте административных процедур, наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, злоупотреблении правом заявителя, юридико-лингвистической неопределенности.
Так, пунктом 3.4 Порядка предусмотрено право главного распорядителя средств областного бюджета перенести дату приема заявлений на участие в отборе при необходимости. Пунктом 5.4 Порядка определено право комиссии по отбору участников при принятии решения по вопросам допуска участников к отбору запрашивать разъяснения и пояснения по представленным документам при необходимости. При этом каким образом и по каким критериям будут определяться случаи такой необходимости, Порядком не установлено.
Подпунктом «б» пункта 4.1 Порядка не конкретизирован перечень необходимых для предоставления организацией документов, подтверждающих ее соответствие условиям, установленным пунктом 2.1 Порядка.
Основания для отклонения заявки на участие в отборе определены не в виде обязанности, а по формуле «вправе».
Нормативным актом не установлены порядок перераспределения высвободившихся средств между другими участниками отбора, порядок проверки достоверности представленных участниками отбора информации и документов.
Порядком не определены сроки размещения извещения и окончания подачи заявок относительно момента принятия решения о проведении отбора организаций.
Применение названных норм Порядка могло привести к созданию преференций для отдельных субъектов предпринимательской деятельности по усмотрению должностных лиц комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области, принимающих решение в процессе реализации полномочий.
Кроме того, практика правоприменения Порядка, положения которого не содержат сроков размещения извещения и окончания подачи заявок относительно момента принятия решения о проведении отбора организаций, свидетельствует об определенных негативных последствиях.
Так, приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 13.11.2018 № 208 установлен срок окончания подачи в комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области заявок теплоснабжающими организациями – до 18 час. 00 мин. 15.11.2018.
Учитывая наличие в Порядке объемного перечня документов, подлежащих представлению, а также неопределенность предъявляемых требований к ним, представление полного комплекта информации и документов в такой короткий срок затруднительно.
Указанное привело к участию в отборе всего лишь одной организации, которой было отказано в допуске к отбору.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры области от 28.06.2019 в Порядок подготовлены изменения.
В1 полугодии 2019 года в прокуратуру области поступило 3 заключения независимой антикоррупционной экспертизы. С учетом доводов, содержащихся в заключениях, внесено 2 требования и 1 представление, по результатам рассмотрения которых подготовлены изменения в нормативные правовые акты.
Прокуратура Курской области
1 августа 2019, 15:06
О реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за 1 полугодие 2019 года
В 1 полугодии 2019 года в ходе реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы изучено 13 349 нормативных правовых актов органов государственной власти области и местного самоуправления.
В 442 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы, в целях устранения которых принесено 274 протеста, внесено 164 требования и 2 представления, направлена 1 информация. Из 399 нормативных правовых актов коррупциогенные факторы исключены, в остальные готовятся необходимые изменения.
Анализ результатов проведения антикоррупционной экспертизы показал, что коррупциогенные факторы содержались в основном в нормативных правовых актах сельских поселений, где небольшой штат работников и отсутствуют специалисты в области юриспруденции.
Так, прокурорами Беловского,Горшеченского и Касторенского районов в административных регламентах органов местного самоуправления по предоставлению муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» выявленкоррупциогенный фактор, выражающийся в нормативных коллизиях.
Внарушение пунктов 6 и 7 ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации административные регламенты не содержали требований о представлении заявителем при получении услуги протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения и нежилое помещение, а также согласия каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
По результатам рассмотрения 7 протестов прокуроров, из 4 нормативных правовых актов коррупциогенные факторы исключены, в остальные нормативные правовые акты готовятся соответствующие изменения.
В связи с наличием в муниципальных нормативных правовых актах коррупционных рисков территориальными прокурорами вносились требования.
Прокурором г. Курска установлено, что решением Курского городского Собрания от 25.04.2014 № 178-5-ОС «Об установлении платы за содержание жилого помещения (в ред. от 02.04.2019 № 116-6-ОС) определено два разных размера платы за содержание жилого помещения, разница которых составляет 1,46 руб. с 1 кв. м. ежемесячно.
В целях исключения коррупциогенного фактора, выражающегося в нормативных коллизиях, 06.05.2019 внесено требование, которое находится на рассмотрении.
При проведении прокуратурой области анализа практики правоприменения Порядка отбора теплоснабжающих организаций, осуществляющих обеспечение тепловой энергией, теплоносителем потребителей тепловой энергии в муниципальных образованиях Курской области, на предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на модернизацию объектов теплоснабжения, не учтенных при осуществлении государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 06.11.2018 № 206 (далее – Порядок), с учетом заключения независимой антикоррупционной экспертизы, в нем выявлены коррупциогенные факторы, выражающиеся в широте дискреционных полномочий, неполноте административных процедур, наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, злоупотреблении правом заявителя, юридико-лингвистической неопределенности.
Так, пунктом 3.4 Порядка предусмотрено право главного распорядителя средств областного бюджета перенести дату приема заявлений на участие в отборе при необходимости. Пунктом 5.4 Порядка определено право комиссии по отбору участников при принятии решения по вопросам допуска участников к отбору запрашивать разъяснения и пояснения по представленным документам при необходимости. При этом каким образом и по каким критериям будут определяться случаи такой необходимости, Порядком не установлено.
Подпунктом «б» пункта 4.1 Порядка не конкретизирован перечень необходимых для предоставления организацией документов, подтверждающих ее соответствие условиям, установленным пунктом 2.1 Порядка.
Основания для отклонения заявки на участие в отборе определены не в виде обязанности, а по формуле «вправе».
Нормативным актом не установлены порядок перераспределения высвободившихся средств между другими участниками отбора, порядок проверки достоверности представленных участниками отбора информации и документов.
Порядком не определены сроки размещения извещения и окончания подачи заявок относительно момента принятия решения о проведении отбора организаций.
Применение названных норм Порядка могло привести к созданию преференций для отдельных субъектов предпринимательской деятельности по усмотрению должностных лиц комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области, принимающих решение в процессе реализации полномочий.
Кроме того, практика правоприменения Порядка, положения которого не содержат сроков размещения извещения и окончания подачи заявок относительно момента принятия решения о проведении отбора организаций, свидетельствует об определенных негативных последствиях.
Так, приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 13.11.2018 № 208 установлен срок окончания подачи в комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области заявок теплоснабжающими организациями – до 18 час. 00 мин. 15.11.2018.
Учитывая наличие в Порядке объемного перечня документов, подлежащих представлению, а также неопределенность предъявляемых требований к ним, представление полного комплекта информации и документов в такой короткий срок затруднительно.
Указанное привело к участию в отборе всего лишь одной организации, которой было отказано в допуске к отбору.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры области от 28.06.2019 в Порядок подготовлены изменения.
В1 полугодии 2019 года в прокуратуру области поступило 3 заключения независимой антикоррупционной экспертизы. С учетом доводов, содержащихся в заключениях, внесено 2 требования и 1 представление, по результатам рассмотрения которых подготовлены изменения в нормативные правовые акты.
Все права защищены