• 21 января 2020, 20:38
У органов местного самоуправления нет полномочий вводить абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на придомовой территории МКД
  Текст

У органов местного самоуправления нет полномочий вводить абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на придомовой территории МКД

При решении вопроса о размещении нестационарных торговых объектов местные власти должны стремиться к наилучшему удовлетворению потребностей населения в получении товаров и услуг и искать баланс интересов бизнеса и местного сообщества. С другой стороны, торговая деятельность на придомовой территории МКД допускается лишь как дополнение к основным видам ее благоустройства (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.) и не может подменять их или препятствовать их осуществлению Соответствующее определение вынес Конституционный Суд РФ 5 декабря 2019 г. № 3274-О и № 3273-О).Отказывая в передаче жалоб предпринимателей и арендаторов на рассмотрение в заседании КС РФ - поскольку нет нужды в издании итогового решения в виде постановления - Суд, однако, отметил следующее:

• органы МСУ вправе устанавливать требования к размещению таких элементов благоустройства, как НТО, ведь создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общепита, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения и не противоречит конституционной природе местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти, предназначенного для решения этих вопросов с учетом местных традиций;• вместе с тем, при утверждении (изменении) схемы размещения НТО - в каждом конкретном случае - местным властям необходимо достичь баланса интересов как бизнеса, так и местного сообщества в целом. А органы МСУ имеют возможность решать вопросы размещения НТО для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства;• собственники помещений в МКД вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) для размещения НТО. Правда, эта земля предназначена, прежде всего, для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного МКД, в том числе за счет озеленения этого участка. Соответственно, торговая деятельность, будучи дополнительным (факультативным) видом использования такого участка, допустима лишь как дополнение к основным видам благоустройства придомовой территории, непосредственно направленным на удовлетворение потребностей граждан в жилищной сфере и в комфортной среде обитания (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.), и не может подменять данные виды или препятствовать их осуществлению;• поэтому правила благоустройства не могут вводить ограничения и запреты против экономической деятельности, если эти запреты не обусловлены задачей создать комфортную среду обитания и не содержатся в отраслевом (специальном) законодательстве. Иное означало бы признание за органами МСУ, по сути, неограниченных регулятивных полномочий;• при этом нестационарная торговля, не требующая больших оргзатрат и инвестиций, - наряду с развозной и разносной торговлей - служит одной из важных форм ведения малого бизнеса и объективно предполагает ее осуществление на наиболее приближенной к потребителям территории;

Таким образом, по мнению Суда, нет никаких оснований считать, что спорные положения нарушают конституционные права и свободы заявителей.

Старший помощник прокурора областипо правовому обеспечению  О.Н. Каширина