• 21 апреля 2009, 12:37
Об оплате потребителями электроэнергии в многоквартирных жилых домах.
  Текст

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, были опубликованы в "Российской газете" 01.06.2006 г. и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Данными Правилами определены порядок и формулы расчета размера платы за коммунальные услуги при оборудовании многоквартирных жилых домов индивидуальными и общедомовыми приборами учета электроэнергии, а также при их отсутствии.
При этом следует отметить, что в соответствии с вышеупомянутыми нормативными актами жильцы многоквартирных домов - потребители коммунальных услуг обязаны оплачивать не только объем электроэнергии, поставленный каждому из них в жилое помещение, но и нести расходы на работу оборудования, входящего в состав общего имущества (лифты, запирающие устройства, приборы для освещения мест общего пользования и т.д.).
В том случае, если гражданин платит за электричество не по показаниям индивидуального счетчика, а по утвержденному органами власти нормативу потребления, в данный норматив уже включены расходы электрической энергии на работу оборудования, входящего в состав общего имущества.
Если же жилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учета и в доме установлен также общедомовой счетчик, плата за электричество потребителю должна начисляться по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ № 307, в которой учитывается как показание индивидуального счетчика (т.е. объем электричества, потребленный внутри квартиры), так и количество электроэнергии, зафиксированное общедомовым прибором учета.
В течение 2007-2009 г.г. в органы прокуратуры области поступали многочисленные жалобы граждан, имеющих индивидуальные приборы учета, о начислении им платы за электричество не только по показаниям квартирных счетчиков, но и отдельно "за места общего пользования" - по 14 квт/ч с человека (либо по 7 квт/ч с человека при отсутствии в доме лифтового оборудования).
В ходе проверок было установлено, что, несмотря на наличие у потребителей индивидуальных счетчиков, а также оборудование домов коллективными приборами учета, управляющими компаниями города и МУП "Регистрационно-вычислительный центр" не применялись определенные указанным Постановлением Правительства РФ формулы расчета платы за электроснабжение. Показания общедомовых счетчиков не учитывались. Величина 7 квт/ч и 14 квт/ч использовалась ими на основании распоряжения председателя департамента ЖКХ г. Липецка.
В связи с выявленными нарушениями прокурорами районов города Липецка были внесены представления в управляющие организации с требованием устранить нарушения федерального законодательства. Вопрос об увеличении размера платы за электроэнергию в актах реагирования не ставился.
Кроме того, в июле 2008 г. прокуратурой области было внесено представление главе города Липецка с требованием отменить указанное выше распоряжение председателя департамента ЖКХ в связи с тем, что, несмотря на рекомендательный характер данного правового акта, управляющими компаниями города оно было принято к неукоснительному исполнению. В то же время органы местного самоуправления не обладают полномочиями в сфере регулирования тарифов и нормативов на услуги по электроснабжению.
Однако распоряжение отменено не было. Иные акты реагирования, в том числе содержащие требования об изменении тарифов на электроэнергию, прокуратурой области не вносились.
Принимая во внимание нарушения действующего законодательства со стороны управляющих организаций при начислении платы за электроснабжение, виновные лица были привлечены Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по итогам проведенных Управлением проверочных мероприятий к административной ответственности за несоблюдение Федерального закона "О защите конкуренции".
Следует отметить, что какие-либо расчеты, обосновывающие предположения администрации г. Липецке о росте платы за электричество на 30-70 %, о чем указывалось в отдельных СМИ, в прокуратуру области не предоставлялись.
Установленные Постановлением Правительства РФ № 307 способы расчета платы за коммунальные услуги являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации независимо от их целесообразности. В свою очередь эффективность применения этих расчетов покажет практика их использования управляющими организациями уже в ближайшее время.

Прокуратура области.