Прокурор разъясняет

  • 8 октября 2018, 00:00
Законодательный запрет на заключение картелей
  Текст

Под картелем понимается соглашение между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Условно картели можно подразделить на ценовые; сговор на торгах;  раздел клиентов и рынков.

Ценовой картель — это соглашение между конкурентами о единообразных манипуляциях с ценами (п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Предметом таких соглашений выступают соблюдение определенного уровня цен, установление минимальной цены, наличие и уровень скидок, типовая формула расчета цены, уведомление о предстоящем изменении цены, расценки на доставку, монтаж, обслуживание и другие составляющие конечной цены.

Сговор на торгах — это соглашение между хозяйствующими субъектами
об условиях победы на торгах (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 135-ФЗ). Предметом рассматриваемых соглашений может быть неконкурентоспособное предложение — конкуренты соглашаются подать предложение с заведомо проигрышной ценой или неприемлемыми условиями, чтобы выиграла заявка определенного участника конкурса; ограничение участия — один или несколько конкурентов соглашаются воздержаться от участия в конкурсе или отозвать свое предложение, чтобы победил другой конкурент.

Раздел клиентов и рынков — это соглашение между хозяйствующими субъектами о распределении между собой: клиентов, территорий, объемов продаж или закупок, ассортимента реализуемых товаров (п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона № 135-ФЗ).

Ответственность за такие нарушения установлена статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 которой предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от трех сотых до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

За совершение правонарушений, обладающих повышенной общественной опасностью, частью 1 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность с минимальным наказанием в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей, максимальным – в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года. За совершение тех же деяний лицом с использованием своего служебного положения, сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества, а также причинившие особо крупный ущерб предусмотрено  более суровое наказание.