Прокурор разъясняет

  • 24 марта 2022, 12:14
Направление материалов уголовного дела с поручением об осуществлении уголовного преследования лица на территории иностранного государства
  Текст

Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по российскому уголовному закону. То есть любое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), совершившее преступление на территории Российской Федерации, подпадает под действие российского законодательства. В случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела могут быть направлены в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования.

Международной правовой основой взаимодействия с иностранными государствами в связи с этим являются многосторонние и двусторонние международные договоры РФ. Передача судопроизводства возможна и при отсутствии соответствующего международного договора — на основе принципа взаимности. Вместе с тем наличие международного договора является важным, поскольку им не только определена процедура передачи уголовного судопроизводства, но и правовые последствия. К важнейшим многосторонним международным договорам в указанной сфере, участником которых является Российская Федерация, относятся Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15.05.1972 и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (Минская конвенция).

Принятие решения о направлении возбужденного и расследуемого уголовного дела возложено на Генпрокуратуру России.

В международных договорах предусмотрены основания для обращения с просьбой об осуществлении уголовного преследования. Например, в соответствии со ст. 8 Европейской конвенции о передаче судопроизводства Договаривающееся государство может обратиться к другому Договаривающемуся государству с просьбой о проведении судопроизводства в каком-либо одном или нескольких следующих случаях:

  • если подозреваемое лицо имеет обычное место проживания в запрашиваемом государстве;
  • если подозреваемое лицо является гражданином запрашиваемого государства или если это государство является государством его происхождения;
  • если подозреваемое лицо отбывает или будет отбывать наказание, связанное с лишением свободы, в запрашиваемом государстве;
  • если судопроизводство за те же или другие правонарушения проводится в отношении подозреваемого лица в запрашиваемом государстве;
  • если оно считает, что передача судопроизводства оправдана интересами установления истины и, в частности, что наиболее важные элементы доказательства находятся в запрашиваемом государстве;
  • если оно считает, что исполнение приговора, в случае его вынесения, в запрашиваемом государстве может улучшить перспективы социальной реабилитации осужденного;
  • если оно считает, что присутствие подозреваемого лица в ходе слушания дела не может быть обеспечено в запрашивающем государстве и что его личное присутствие в ходе слушания дела может быть обеспечено в запрашиваемом государстве;
  • если оно считает, что само не сможет обеспечить исполнение приговора в случае его вынесения, даже прибегнув к процедуре выдачи, а запрашиваемое государство сможет это сделать.

Передача уголовного преследования осуществляется на основании просьбы Российской Федерации, выраженной в соответствующем запросе.

Статья 72 Минской конвенции также закрепляет обязанность каждой Договаривающейся Стороны осуществлять по поручению другой Договаривающейся Стороны в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны преступление.

Аналогичные положения о передаче уголовного судопроизводства на основании запроса содержатся в двусторонних международных договорах в рассматриваемой сфере.

О любом принятом решении в отношении поступившего запроса запрашиваемая сторона уведомляет запрашивающую сторону. Так, в соответствии со ст. 74 Минской конвенции Российская Федерация вправе получить от запрашиваемой Стороны уведомление об окончательном решении. Кроме этого, если поступит соответствующая просьба запрашивающей Договаривающейся Стороны, то запрашиваемая Договаривающаяся Сторона должна направить копию окончательного решения.