Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

  • 20 июня 2023, 12:37
Прокуратура Мурманской области разъясняет положения об уголовной ответственности за преступления против порядка управления, предусмотренные статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации.
  Текст

Верховный суд Российской Федерации в постановлении Пленума 01.06.2023 № 14 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации», разъяснил основные положения, касающиеся привлечения к уголовной ответственности за преступления против порядка управления, предусмотренные указанными статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Ответственность за применение насилия или высказывание оскорблений в отношении представителей власти наступает по статьям 318 и 319 Уголовного Кодекса Российской Федерации, если такие действия совершаются в отношении должностного лица правоохранительного, контролирующего или иного органа.

К правоохранительным органам относятся органы прокуратуры, следственного комитета, органы внутренних дел, ФСБ, ФСИН, таможенные органы, судебные приставы, органы госпожнадзора Федеральной противопожарной службы, Росгвардия, военная полиция Вооруженных сил Российской Федерации и другие государственные органы при осуществлении ими правоохранительной деятельности.

Должностными лицами контролирующих органов являются лица, наделенные контрольными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (например, должностные лица органов Федеральной налоговой службы, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, наделенные в установленном законом порядке полномочиями по организации и (или) осуществлению указанного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности в отношении неподведомственных им субъектов).

По статье 318 или статье 319 Уголовного Кодекса Российской Федерации может быть квалифицировано только такое преступное деяние, которое совершено в связи с законным исполнением представителем власти своих должностных обязанностей, когда представитель власти осуществлял должностные обязанности в установленном законом порядке и в пределах предоставленных ему полномочий. Если же применение насилия или угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких были совершены в ответ на явно незаконные действия со стороны указанных сотрудников, военнослужащих или представителей власти, содеянное при наличии к тому оснований, может быть квалифицировано как преступление против личности.

Под насилием к представителю власти, неопасным для жизни или здоровья (ч. 1 ст. 318 УК РФ), следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении), не повлекших причинение вреда здоровью потерпевшего.

Под насилием, опасным для жизни или здоровья (ч. 2 ст. 318 УК РФ), понимается такое насилие, которое повлекло причинение вреда здоровью потерпевшего от легкого до тяжкого. Также по части 2 статьи 318 УК РФ квалифицируется применение насилия, которое хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья.

Оскорбление представителя власти состоит в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные и (или) профессиональные (служебные) качества, совершенном при исполнении или в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей и выраженное в неприличной форме, унижающей честь и достоинство потерпевшего. Оно может выражаться в публичном высказывании в адрес потерпевшего ругательств в присутствии других людей, в том числе в общественных местах, в ходе проведения массовых мероприятий, либо в размещении унижающих потерпевшего сведений в СМИ или в открытом доступе в сети «Интернет» (на сайтах, форумах, блогах и т.п.), а также в публичных действиях, унижающих честь и достоинство потерпевшего.

Осведомленность лица о том, что потерпевший является сотрудником правоохранительного органа, представителем власти может подтверждаться наличием форменной одежды, использованием им специального транспорта, предъявлением служебного удостоверения.

Кроме того, на отдельные категории сотрудников правоохранительных органов законом могут быть возложены исключительные по своему объему и характеру обязанности по защите жизни и здоровья граждан, противодействию преступности и охране общественного порядка, в связи с чем ответственность по статьям 317, 318 или 319 УК РФ наступает в том числе и в случаях осуществления ими законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности во внеслужебное время, например, когда он по своей инициативе либо по просьбе граждан принял законные меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечению преступления.

Если действия, состоящие в применении насилия, угрозе убийством или причинении вреда здоровью в отношении представителя власти или оскорблении представителя власти, осуществлены в связи с выполнением им должностных обязанностей, касающихся участия в рассмотрении дел в суде, проведении предварительного расследования либо исполнения приговора или иного решения суда, содеянное признается преступлением, предусмотренным статьей 296 УК РФ (угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования) или 297 (неуважение к суду) УК РФ.

Насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника ФСИН либо его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности в местах содержания под стражей либо в местах лишения свободы при наличии соответствующих оснований следует квалифицировать по частям 2 или 3 статьи 321 (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества) УК РФ.

Статьи 317 и 318 УК РФ предусматривают ответственность за посягательства на близких сотрудников правоохранительных органов. Под близкими сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или представителя власти следует понимать их близких родственников, иных лиц, состоящих с ними в родстве, свойстве (родственники супруга), а также лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.