Прокурор разъясняет

  • 12 января 2021, 14:54
О преступлениях в сфере информационно-телекоммуникационных технологий
  Текст

Развитие технологий в современном мире обуславливает их повсеместное проникновение во все сферы общественной жизни. Этим пользуются не только добросовестные пользователи коммуникационных сетей, но и злоумышленники, преследующие различные противоправные цели – личное обогащение, дискредитацию граждан и государственных органов, распространение нелегальной информации, идей терроризма и экстремизма.

В Российской Федерации отмечается ежегодный рост таких преступлений. Повсеместно регистрируются преступления, связанные с хищением денежных средств из банков и иных кредитных организаций, физических и юридических лиц, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, ответственность за которые в зависимости от способа преступного посягательства предусмотрена ст.ст. 158, 159, 159.3,  159.6 Уголовного кодекса РФ.

Оренбургская область не является исключением из общей тенденции роста числа указанных криминальных посягательств.  Преступления данной категории ежедневно регистрируются правоохранительными органами области. В истекшем периоде 2020 года правоохранительными органами области зарегистрировано 6 906 преступлений в указанной сфере, что на 57,2 % больше чем в аналогичном периоде 2019 года. Наибольший удельный вес в структуре такой преступности занимают преступления с использованием сети «Интернет» (66,9 %),  с использованием расчетных (пластиковых) карт (39 %), средств мобильной связи (31,2 %).

Для того чтобы не стать жертвой преступников необходимо знать наиболее распространенные способы их совершения.

Телефонное мошенничество.

Данный вид мошенничества имеет множество вариаций, которые объединяет то, что владельцу карты звонят с незнакомого номера и под любым предлогом просят сообщить её реквизиты.

В большинстве случаев злоумышленники используют следующие схемы:

- Выигрыш в лотерею. Преступник представляется менеджером известной компании и сообщает, что клиент стал победителем розыгрыша. Для получения вознаграждения необходимо срочно выслать реквизиты своей банковской карты.

- Звонок из службы безопасности банка. Преступник представляется сотрудником банка и извещает клиента о том, что его карту пытались взломать и просит уточнить данные для исправления ситуации либо скачать программу удаленного доступа для того чтобы проблему безопасности устранили сотрудники банка. В последнем случае преступники получают полный доступ к устройству потерпевшего, посредством которого осуществляют хищение денежных средств.

Зачастую при телефонном мошенничестве целью преступников является не получить реквизиты карты, а убедить клиента в том, что он должен перевести деньги самостоятельно.

Злоумышленники предлагают приобрести товары по выгодной цене и требуют перечисления аванса или всей суммы.

Некоторые мошенники выступают в роли фиктивных компаний, которые предлагают удалённую работу в интернете с хорошим заработком. Соискателю необходимо лишь подтвердить серьёзность своих намерений и перевести определённую сумму на счёт или карту работодателя.

Распространённой схемой преступников также является «помощь родным». Данный способ чаще всего применяется в отношении пожилых людей, которым звонят и сообщают о том, что их близкие попали в беду. Преступники представляются сотрудниками правоохранительных органов или медицинскими работниками. Они настоятельно требуют перевести деньги, угрожая необратимыми последствиями для жизни и здоровья близких.

Телефонные мошенники всегда говорят уверенно, имеют хорошо поставленный голос, а на любой вопрос клиента имеют заранее подготовленный ответ.

Через СМС-сообщения.

Данная схема имеет много общего с предыдущим способом. Разница заключается в том, что ложная информация приходит в тексте СМС-сообщения. Рассылка осуществляется с незнакомого номера, но мошенники подписываются известной компанией.

Распространённый пример подобных сообщений: «Ваша карта заблокирована. Перезвоните по номеру +7926ХХХХХХХ. Ваш Сбербанк.» Если клиент не реагирует, то преступники могут прислать повторное СМС с угрозой взыскания штрафа или комиссии. Перезвонившего просят сообщить данные карты, провести манипуляции в банкомате или интернет-банке. Зачастую такие сообщения могут приходить с номеров внешне схожих с официальными номерами кредитных организаций, например 09000.

Через мобильный банк.

Услуга «Мобильный банк» позволяет совершать операции с помощью СМС-команд. Чтобы перевести средства другому клиенту, достаточно отправить сообщение на короткий номер банка с того телефона, который привязан к карте.

Мошенники используют данную опцию в следующих случаях.

- Телефон утерян владельцем. До момента блокировки SIM-карты любой человек может списать деньги с карты с помощью СМС-команд, перечень которых размещён на сайте любого банка.

- Клиент отказался от услуг конкретного сотового оператора и не отключил мобильный банк. В этом случае номер телефона автоматически попадёт в руки нового абонента, который сможет списывать деньги посредством СМС-команд.

Через банкомат.

В этом случае для хищения средств преступники используют такие способы, как: Скимминг и Траппинг.

- Скимминг. На банкомат устанавливается специальное оборудование, которое представляет собой накладку на клавиатуру и скиммер (вставляется в картоприёмник и позволяет считать данные магнитной полосы). С помощью полученных сведений мошенники изготавливают дубликат банковской карты и снимают с неё денежные средства.

- Траппинг. Вид мошенничества с банковскими картами, который заключается в том, что преступники вставляют в картридер кусок пластика            с прорезью в центре. Клиент вводит карточку в банкомат, она попадает в прорезь и остаётся в устройстве. После этого подходит злоумышленник, якобы тоже побывавший в такой ситуации, и советует ввести ПИН-код. Когда это не помогает, клиент уходит, а преступник извлекает карточку с помощью заранее подготовленных инструментов.

Чтобы обезопасить себя от действий преступников, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- не сообщать конфиденциальные данные карты третьим лицам (срок, CVV-код и ПИН-код);

- подключить услугу СМС-уведомлений для контроля за счётом;

- ПИН-код хранить отдельно от банковской карты и прикрывать рукой клавиатуру банкомата или терминала в момент его ввода;

- установить расходные лимиты в интернет-банке или мобильном приложении;

- никогда никому не сообщать код из СМС для подтверждения операции, которую клиент не совершал (сотрудники банка не вправе запрашивать данную информацию);

- незамедлительно блокировать карту в случае утраты, кражи или захвата её банкоматом, а также при утере телефона с привязанным номером.

Ежедневно злоумышленники изобретают новые способы хищения средств с банковских карт, поэтому невозможно предугадать все сценарии развития событий. Однако при соблюдении указанных элементарных мер безопасности любой пользователь сможет предотвратить нанесение ущерба от действий мошенников.

В случае если же вы все-таки стали жертвой преступников, необходимо:

- немедленно отключить телефон и извлечь SIM-карту;

- осуществить звонок в банк по горячей линии. (необходимо заблокировать свою карту и потребовать отозвать перевод, который провели без его ведома);

- написать в кредитную организацию письменное заявление о приостановке платежа и возврате денег. Документ следует доставить в банк в тот же день;

- запросить у кредитной организации детализацию расчетного счёта, из которой будет видно, куда преступники перевели средства.

- незамедлительно обратиться с заявлением о хищении в МВД, приложив документы, подтверждающие факт хищения денежных средств (выписку со счёта, справку из кредитной организации, скриншоты переписки, номера телефонов и т.д.).

Разъяснение подготовлено управлением по надзору

за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью

прокуратуры Оренбургской области

 

Распечатать