Прокурор разъясняет

  • 17 февраля 2021, 12:55
Особенности распространения информации в социальных сетях
  Текст

В настоящее время вектор вовлечения несовершеннолетних в различного рода деструктивные движения смещен в сторону вовлечения в политические процессы посредством информационно-телекоммуникационных технологий.

В случае распространения в сети Интернет информации с нарушением требований законодательства Российской Федерации, доступ к Интернет-ресурсам может быть ограничен на основаниях и в порядке, установленными статьями 15.1 – 15.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ).

Так, с 01 февраля 2021 года вступили в силу изменения указанного закона, а именно, Федеральным законом от 30.12.2020 № 530-ФЗ Закон № 149-ФЗ дополнен статьей 10.6 «Особенности распространения информации в социальных сетях», в которой впервые введено понятие - владелец социальной сети - владелец сайта и/или страницы сайта в сети "Интернет", информационной системы, и пр., находящихся на территории Российской Федерации, которые предназначены и/или используются их пользователями для предоставления и/или распространения информации посредством созданных ими персональных страниц, доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети "Интернет".

Владелец социальной сети обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности:

не допускать использование социальной сети в целях: совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;2) не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;

3) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах;

4) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;

5) осуществлять мониторинг социальной сети в целях выявления:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации об организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи;

д) информации о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции,

е) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;

ж) информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации;

з) информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка; недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка; информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории; сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам.

В соответствии со ст. 15.1 Закона 149-ФЗ, при выявлении в сети Интернет вышеперечисленной информации, каждый человек имеет право направить сведения на рассмотрение уполномоченного органа для принятия решения об ограничении доступа. Для этого нужно на сайте Роскомнадзора заполнить электронную форму для приема сообщений граждан о выявлении противоправной информации.

Ограничение доступа к информации, указанной в п.п. «з» п.5 части 1 ст. 10.6 – осуществляется на основании ст. 15.3 Закона 149-ФЗ – по требованию Генерального прокурора или его заместителей.

Согласно п.п. 1, 5 ст.17 Закона № 149-ФЗ, нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем социальной сети в результате неисполнения им требований, установленных в статье 10.6 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

Разъяснение подготовлено отделом по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи