Прокурор разъясняет - Прокуратура Пермского края
Прокурор разъясняет
- 28 февраля 2022, 19:23
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ уголовный закон был дополнен нормой, устанавливающей уголовную ответственность за контрабанду ряда предметов, включая оружие, основные части и боеприпасы к нему, - ст. 226.1 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов».
Особенность объективной стороны этого преступления заключается в том, что при определении порядка перемещения соответствующих предметов через таможенную границу следует учитывать особенности правового регулирования в сфере контроля Государственной границы Российской Федерации, а также законодательство о таможенном деле и правовые акты ЕАЭС.
Контрабанда оружия, его основных частей и боеприпасов представляет собой перемещение указанных предметов через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием предметов, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» (далее - Постановление Пленума № 12) перемещение через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу соответственно на таможенную территорию Союза или территорию Российской Федерации или вывозу с этих территорий товаров или иных предметов любым способом.
Пленум Верховного Суда РФ действия по последующему обороту предметов контрабанды рассматривает как не входящие в состав самой контрабанды, рекомендуя в случае незаконности оборота указанных предметов, давать этим действиям самостоятельную уголовно-правовую оценку.
Преступным может являться и перемещение через таможенную границу предметов, на которые у лица имеется специальное разрешение на ношение, перемещение по территории Российской Федерации, в том числе огнестрельное оружие ограниченного поражения (так называемое «травматическое»). Так, например, перемещение огнестрельного оружия травматического воздействия, даже официально зарегистрированного на территории Российской Федерации, через границу Российской Федерации в Республику Беларусь будет незаконным, поскольку Указом Президента Республики Беларусь № 473 от 30.08.2022 «О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь» оно подлежит государственному контролю в Республике Беларусь и запрещено к обороту гражданами на территории Республики Беларусь в соответствии со ст.5,6 Закона Республики Беларусь № 61-З от 13.11.2001 «Об оружии».
Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.
Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
Предметы контрабанды, запрещенные к обращению (наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, оружие и т.п.), согласно пункту 2 части третьей статьи 81 УПК РФ подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются.
(подготовлено прокурором отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Зайнуллиной А.М.)
Прокуратура Пермского края
28 февраля 2022, 19:23
Ответственность за контрабанду оружия и боеприпасов
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ уголовный закон был дополнен нормой, устанавливающей уголовную ответственность за контрабанду ряда предметов, включая оружие, основные части и боеприпасы к нему, - ст. 226.1 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов».
Особенность объективной стороны этого преступления заключается в том, что при определении порядка перемещения соответствующих предметов через таможенную границу следует учитывать особенности правового регулирования в сфере контроля Государственной границы Российской Федерации, а также законодательство о таможенном деле и правовые акты ЕАЭС.
Контрабанда оружия, его основных частей и боеприпасов представляет собой перемещение указанных предметов через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием предметов, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» (далее - Постановление Пленума № 12) перемещение через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу соответственно на таможенную территорию Союза или территорию Российской Федерации или вывозу с этих территорий товаров или иных предметов любым способом.
Пленум Верховного Суда РФ действия по последующему обороту предметов контрабанды рассматривает как не входящие в состав самой контрабанды, рекомендуя в случае незаконности оборота указанных предметов, давать этим действиям самостоятельную уголовно-правовую оценку.
Преступным может являться и перемещение через таможенную границу предметов, на которые у лица имеется специальное разрешение на ношение, перемещение по территории Российской Федерации, в том числе огнестрельное оружие ограниченного поражения (так называемое «травматическое»). Так, например, перемещение огнестрельного оружия травматического воздействия, даже официально зарегистрированного на территории Российской Федерации, через границу Российской Федерации в Республику Беларусь будет незаконным, поскольку Указом Президента Республики Беларусь № 473 от 30.08.2022 «О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь» оно подлежит государственному контролю в Республике Беларусь и запрещено к обороту гражданами на территории Республики Беларусь в соответствии со ст.5,6 Закона Республики Беларусь № 61-З от 13.11.2001 «Об оружии».
Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.
Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
Предметы контрабанды, запрещенные к обращению (наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, оружие и т.п.), согласно пункту 2 части третьей статьи 81 УПК РФ подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются.
(подготовлено прокурором отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Зайнуллиной А.М.)
Все права защищены