Прокурор разъясняет

  • 1 июля 2020, 13:05
Что такое технология Блокчейн и виртуальные валюты. Противоправная деятельность в указанной сфере. Аппарат прокуратуры Свердловской области
  Текст

Разъясняет прокурор отдела управления по надзору за уголовно – процессуальной и оперативно – розыскной деятельностью прокуратуры области Семёнов Н.В.

Прокуратурой Свердловской области применяется перспективная практика выявления латентных экономических преступлений в сфере легализации денежных средств, приобретаемых в результате незаконного сбыта наркотиков. Причастность наркосбытчиков к отмыванию виртуальных валют вскрывается детальным анализом результатов оперативно – розыскной деятельности, свидетельствующей о совершении финансовых операций по банковским счетам и электронным платёжным интернет – сервисам с использованием криптовалют и технологии блокчейн.

Легализация денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, создает основу теневой экономики страны, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства, затрудняет раскрытие и расследование преступлений, обеспечивает возможность преступным группам (организациям) финансировать и осуществлять свою противоправную деятельность.

Как гласит Конституция РФ, в России только рубль является денежной единицей, а введение и эмиссия других денег не допускаются.

Вместе с тем, в нарушение указанных положений нормативно – правового акта высшей юридической силы государства, теневым сектором экономики нашей страны активно используются виртуальные цифровые криптографические валюты для совершения незаконных финансовых операций в целях придания преступным доходам правомерного вида владения, пользования и распоряжения. Криптовалюты активно используются на различных этапах движения наркодоходов, включая расчеты наркопотребителей за наркотики, легализацию полученного преступного дохода, распределение денежных средств между организаторами и участниками преступных групп. Они являются преобразованиями виртуальных активов, в связи с чем, признаны предметом преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ.

Существующий в современной России правовой вакуум в части регулирования блокчейн – технологий и оборота криптовалюты, незнание и непонимание ее фактической природы и правовой сущности ее оборота ведут к различным квалификациям фактически одинаковых обстоятельств получения и последующего введения в легальный оборот незаконных доходов от наркопреступлений, в основе которых лежат расчеты в криптовалюте. Тогда как операции по обмену криптовалюты, полученной в оплату за наркотики, на денежные средства на онлайн – биржах в информационно – телекоммуникационной сети Интернет, и их последующее перечисление на любые банковские счета уже изначально представляют собой операции   по приданию правомерного вида владению, пользованию и распоряжению иным имуществом в форме имущественных прав, полученных преступным путем. Такие операции заведомо для виновного маскируют связь легализуемого имущества в форме имущественных прав на криптовалюту с преступным источником их происхождения.

Понимание и учет технических особенностей технологии блокчейн и режима криптовалют, даже в условиях отсутствия ныне самостоятельного правового регулирования их оборота, будет способствовать формированию единых подходов к применению ст. 174.1 УК РФ по делам о наркопреступлениях, совершаемых с использованием криптовалют в схемах расчетов за наркотические средства.

Так, по результатам проверок в порядке надзора в Управлении по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Свердловской области и системного анализа результатов оперативно – розыскных мероприятий по материалам, полученным из МРУ Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу, постановлениями прокуратуры Свердловской области в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в ГУ МВД России     по Свердловской области направлены сведения о совершении А., С., Т., К., Б.    и П. цифровых операций с денежными средствами, приобретенными каждым  из них в результате совершения наркопреступлений, в целях придания правомерного вида их владению, пользованию и распоряжению. Содержащиеся в делах оперативного учета сведения свидетельствовали о совершении указанными наркосбытчиками финансовых операций по банковским счетам     и электронным платежным интернет – сервисам, в том числе с использованием технологии блокчейн и криптографической валюты биткоин.

В действиях указанных лиц установлено наличие признаков отмывания денежных средств на общую сумму более 15 000 000 рублей.

К примеру, наркосбытчик К., являясь участником организованной преступной группы, произвел по одному банковскому счету 51 финансовую операцию на общую сумму 9 819 348 рублей, по другому банковскому счету – 6 банковских операций на общую сумму 823 000 рублей, по электронному кошельку АО «Киви-банк» – 49 операций на общую сумму 415 963 рубля. После чего указанные денежные средства К. вывел в наличный оборот через банкоматы кредитных организаций г. Екатеринбурга.

На момент прокурорских проверок материалы дел оперативного учета содержали агентурные сообщения, справки о результатах финансовых расследований, свидетельствующие о поступлении денежных средств, полученных от реализации наркотиков, в том числе в криптовалютах, а также об использовании фигурантами ряда онлайн – сервисов обмена цифровых валют на другие финансовые активы, включая рубли и иностранную валюту.

По результатам рассмотрения постановлений прокуратуры области ГСУ ГУ МВД России по Свердловской области в отношении каждого из перечисленных фигурантов приняты процессуальные решения о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ, которые по итогам расследования направлены в суд для рассмотрения по существу. Виновные должностные лица оперативных подразделений МВД России привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.

Мерами прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие по указанным уголовным делам, обеспечено изъятие технических средств, с помощью которых незаконно легализовывались виртуальные денежные активы, арестовано имущество обвиняемых в обеспечение исполнения приговоров, пресечена общественная опасность преступных легализаций.

​​​​​​​