Прокурор разъясняет

  • 25 сентября 2024, 09:09
Квотирование рабочих мест для инвалидов
  Текст

Разъясняет начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан Поторочин Д.В.

 

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы предусмотрено частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации.

С 1 сентября 2024 года вступила в силу глава 7 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости), регламентирующая содействие занятости инвалидов.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о занятости инвалидам предоставляются меры государственной поддержки в сфере занятости населения, в том числе путём установления в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приёма на работу лиц с ограниченными возможностями и количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Органы службы занятости во исполнение указанной нормы закона осуществляют в том числе анализ потребности инвалидов в трудоустройстве; учёт квотируемых и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, подбор работников из числа инвалидов для трудоустройства на такие рабочие места; содействие работодателям в выполнении квоты для приёма на работу инвалидов, в том числе содействие в подборе работников из числа инвалидов.

Вместе с тем нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в силу положений статьи 38 Закона о занятости устанавливается обязанность квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями работодателями, численность работников которых превышает 35 человек, в размере от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.

Кроме того, субъект Российской Федерации вправе дифференцировать размер квоты для приёма на работу инвалидов для различных видов экономической деятельности, различных муниципальных образований региона, работодателей с различной среднесписочной численностью работников в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.

Законом Свердловской области от 31.05.2024 № 42-ОЗ «О занятости населения в Свердловской области» работодателям, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, у которых численность работников составляет от 36 до 100 человек включительно, устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в размере двух процентов среднесписочной численности работников.

Указанная квота может считаться исполненной: в случае заключения трудового договора с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя; в случае заключения трудового договора между инвалидом и иной организацией в соответствии с соглашением о трудоустройстве инвалидов, заключаемым между работодателем, которому установлена квота для приёма на работу инвалидов, и иной организацией, находящейся на территории региона по месту нахождения работодателя; в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Соглашение о трудоустройстве инвалидов должно содержать: численность инвалидов, которые могут быть приняты на работу в иную организацию в счёт квоты, установленной работодателю; условия финансирования работодателем расходов на оплату труда инвалидов, принятых на работу в иную организацию в счет квоты для приёма на работу инвалидов, установленной работодателю. Размер такого финансирования в месяц не может быть меньше минимального размера оплаты труда и начисляемых за трудоустроенного инвалида страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; условия оборудования рабочих мест инвалидов, принятых на работу в иную организацию в счёт квоты, установленной работодателю, и (или) условия компенсации работодателем иной организации расходов на оборудование таких рабочих мест.

Хотелось бы отметить, что не у всех работодателей, которые соответствуют требованиям, предъявляемым Законом о занятости, возникает обязанность квотирования рабочих мест для инвалидов.

Так, работодатели освобождаются от выполнения установленной квоты: в случае, если работодатели являются общественными объединениями инвалидов; в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Прокуратура региона призывает работодателей соблюдать установленную квоту с целью соблюдения трудовых прав лиц с ограниченными возможностями.