Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 17 мая 2018, 22:41
Отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции исполнилось 10 лет
  Текст

Отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции исполнилось 10 лет

 

Отделу по надзору за исполнением законодательства

о противодействии коррупции исполнилось 10 лет

 

Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции отметил свое 10-летие.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28 августа 2007 года № 326-ш в прокуратуре Челябинской области 8 мая 2008 года создан отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

В целях гарантии независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрены особая процедура назначения на должность и освобождения от должности, а также специальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии.

Работники специализированных подразделений, как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия его первого заместителя.

Организационное и методическое руководство деятельностью специализированных подразделений в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации.

Тем самым в России в системе органов прокуратуры создана независимая, вертикально интегрированная структура, призванная обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивая к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти.

Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.

На протяжении всего этого времени отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Челябинской области возглавляет старший советник юстиции Ермолаев Александр Викторович.

С момента основания отдела в отделе работают старший помощник прокурора, советник юстиции Жутаева Марина Васильевна, прокурор отдела, старший советник юстиции Мосин Александр Владимирович.

С сентября 2010 года на должность старшего прокурора отдела, трудится советник юстиции Габитова Елена Викторовна, с сентября 2016 года на должность прокурора отдела - младший советник юстиции Тыртычко Виталий Владимирович.

Почти девять лет с момента основания в отделе трудился грамотный прокурор Чучков Федор Николаевиче.

Чучковым Ф.Н. поддержано государственное обвинение по уголовным делам коррупционной направленности, которые отличались особой сложностью и большим количеством материалов. По всем делам вынесены обвинительные приговоры.

 

Основные функции отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции

 

üмониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции и выработка предложений по его совершенствованию;

üвыявление коррупционных проявлений в деятельности различных государственных органов и органов местного самоуправления и проведение по ним соответствующих проверок;

üвозбуждение дел об административных правонарушениях по фактам коррупционных правонарушений, в том числе в отношении юридических лиц;

üучастие в рассмотрении дел судами, обжалование решений, приговоров, определений и постановлений судов;

üоценка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц на коррупциогенность (антикоррупционная экспертиза);

üосуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;

üподдержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности;

üкоординация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Деятельность Отдела направлена, прежде всего, на укрепление законности, защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупции и ее проявлениям.

Главными задачами проводимой Управлением работы являются обеспечение организации и осуществления эффективного прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий, привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности.

При этом отдельное внимание уделяется вопросам восстановления нарушенных в результате коррупционных правонарушений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также вопросам возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

За период функционирования в органах прокуратуры специализированных подразделений (с 2007 г. по 2017 г.) выявлено почти 19 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, по фактам которых принят комплекс мер прокурорского реагирования.

 

Результаты работы в динамике:

 

Показатели работы

2015 г.

2016 г.

2018г.

Выявлено нарушений законов о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе

2914

3087

3176

В том числе незаконных правовых актов

639

704

636

Принесено протестов

639

704

636

Направлено исков (заявлений) в суд общей юрисдикции, в арбитражный суд

171

128

135

Внесено представлений

809

870

863

По представлению прокурора привлечено лиц к дисциплинарной ответственности

870

902

881

По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности

141

113

92

По материалам органов прокуратуры следственными органами возбуждено уголовных дел

49

46

46

 

 

В 2017 году прокурорами изучено свыше 15 тыс. нормативных правовых актов и их проектов, выявлено 441 нормативных правовых актов и 177 проектов нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. В 2016 годуизучено более 13 тыс. нормативных правовых актов и их проектов, из которых 576 содержали коррупциогенные факторы.

При этом в указанные периоды сохраняется общая тенденция – свыше 90% нормативных правовых актов, в которых были выявлены коррупциогенные факторы, одновременно противоречили действующему законодательству.

Сведения о проведении антикоррупционной экспертизы

нормативных правовых актов:

 

Показатели работы

2015 г.

2016 г.

2017г.

Изучено НПА на наличие коррупциогенных факторов

10652

11490

16269

Выявлено НПА, содержащих коррупциогенные факторы

 

из них - противоречащих действующему законодательству

246

366

441

выявлено коррупциогенных факторов

328

495

568

в целях исключения из НПА коррупциогенных факторов

 

внесено требований

21

17

11

принесено протестов

221

346

431

направлено исков (заявлений) в суд

11

9

20

внесено представлений

1

---

---

направлено информаций

1

8

---

Количество НПА, из которых коррупциогенные факторы исключены в результате вмешательства органов прокуратуры

203

393

377

Динамика и структура результатов работы свидетельствуют о последовательном наращивании усилий органов прокуратуры в области проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Выступая важным звеном в организации противодействия коррупции, Отдел принимает непосредственное участие в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности прокурорского надзора в данной сфере.

Совершенствование антикоррупционного законодательства, а также меры, принятые правоохранительными органами при координации их деятельности со стороны прокуроров, оказали влияние на динамику коррупционной преступности.

По результатам работы за 2017 год правоохранительными органами Челябинской области выявлено и поставлено на учет 794 преступления коррупционной направленности, что на 1,2 % превышает показатели аналогичного периода 2016 года, когда было выявлено 760 преступлений данной категории.

Анализ криминогенной обстановки показал, что в настоящее время наиболее подвержены коррупционным проявлениям такие сферы деятельности, как освоение бюджетных средств, финансово-кредитная, транспортная, потребительский рынок, жилищно-коммунальное хозяйство.

На постоянной основе прокурорами проводится анализ работы правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, вырабатываются меры, направленные на повышение эффективности их деятельности по пресечению, выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности; обеспечивается взаимное информирование, планирование и проведение совместных действий по выявлению, предупреждению, раскрытию коррупционных преступлений.

В 2018 году органами прокуратуры области продолжена работа, направленная напротиводействие коррупции.

В 1 квартале2018 года в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере противодействия коррупции прокурорами выявлено 904 нарушения законодательства, для устранения нарушений принесено 207 протестов, в суды направлено 29 требований, внесено 260 представлений, по рассмотренным представлениям к дисциплинарной ответственности привлечено 218 виновных лиц, к административной ответственности привлечены 11 виновных лиц, объявлено 53 предостережения, в порядке ст.37 ч.2 УПК РФ в органы следствия направлено 14 проверочных материалов, по рассмотренным материалам возбуждено 11уголовных дел.

Число зарегистрированных коррупционных преступлений увеличилось на 5%. По результатам работы правоохранительными органами Челябинской области выявлено и поставлено на учет 251 преступление коррупционной направленности.

Из 251 зарегистрированных коррупционных преступлений - 133 составляют преступления совершённые против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, 118 преступлений - составляют преступления, связанные со взяточничеством.

 

 

 

Отдел по надзору за исполнением законодательства

о противодействии коррупци

  • ​​​​​​​