Доклады, обзоры, статистическая информация - Прокуратура Ярославской области
Доклады, обзоры, статистическая информация
- 7 марта 2019, 14:30
Органами прокуратуры области в соответствии с требованиями статьи 9¹ Федерального закона от 17.01.1992 № 2221-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
В 2016 году органами прокуратуры области изучено на коррупциогенность 6809 (АППГ - 7145) нормативных правовых актов.
Количество нормативных правовых актов, в которых в результате проведенной в отчетном периоде антикоррупционной экспертизы выявлены коррупциогенные факторы, составило 53 (АППГ - 70).
В целях предупреждения принятия нормативных правовых актов, не отвечающих антикоррупционным стандартам, органами прокуратуры дается антикоррупционная оценка проектов нормативных правовых актов. Так, в анализируемом периоде прокурорами проверено на коррупциогенность 4088 проектов нормативных правовых актов, что на 23 % больше, чем в 2015 (АППГ- 3140), в 82 (АППГ- 53) из них выявлены коррупциогенные факторы, о чем в установленном порядке проинформированы соответствующие органы и должностные лица. Фактов принятия актов без учета предложений органов прокуратуры области об исключении коррупциогенных факторов не имелось.
В отчетном периоде в целях исключения коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов прокурорами принимался комплекс мер прокурорского реагирования: внесено 30 (АППГ - 41) требований, принесено 22 (АППГ - 24) протеста, внесено 1 (АППГ-4) предствление. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования в анализируемом периоде коррупциогенные факторы исключены из 93 (АППГ - 47) нормативных правовых актов; случаев отказа в удовлетворении требований не имелось.
Прокуратурой области налажено деловое взаимодействие с институтами гражданского общества.
Так, вопросы антикоррупционной оценки законодательства являются предметом проводимых в регионе мероприятий по профилактике коррупции. Например, на проведенном 27.12.2016 заседании Общественного совета по защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства при прокуратуре Ярославской области в числе иных рассмотрены вопросы правового регулирования в сфере грузоперевозок. Участие в обсуждении приняли представители общественных организаций предпринимателей. Проблемы, связанные с наличием коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах обозначенной тематики, на заседании коллегиального органа представителями общественности не поднимались.
В регионе аккредитацию независимых экспертов получили 12 специалистов, а также Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». В 2016 органами прокуратуры области рассмотрено 1 обращение независимого эксперта о возможной коррупциогенности правового акта, индивидуального характера. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предметом проводимой органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты. В ответе заявителю разъяснены положения федерального закона, доводы отклонены. Помимо этого, в текущем году органами прокуратуры рассмотрены 4 обращения граждан, содержащие в числе иных доводы о коррупциогенности региональных нормативных правовых актов. По результатам рассмотрения доводы заявителей признаны необоснованными. По обращению Уполномоченного по защите прав предпринимателей Ярославской области дана правовая и антикоррупционная оценка проекта нормативного правового акта, подготовленного председателем правления Некоммерческого партнерства «Рыбинский союз предпринимателей малого бизнеса».
По-прежнему, коррупциогенные факторы выявляются органами прокуратуры в нормативных правовых актах, касающихся реализации прав граждан.
Так, прокурор Мышкинского района Ярославской области потребовал исключения коррупциогенного фактора из Положения о народной дружине, утвержденного постановлением администрации городского поселения Мышкин от 20.10.2016 № 371. Нормативный правовой акт не содержит норм, определяющих порядок осуществления денежных выплат дружинникам, а также их размер, чем созданы условия для дискреционного поведения должностных лиц органа местного самоуправления. По результатам рассмотрения требования местной администрацией в настоящее время проводится работа по внесению изменений в нормативный правовой акт.
Прокурором Первомайского района Ярославской области оспорено постановление администрации Первомайского муниципального района, изменившее с 02.12.2016 порядок рассмотрения вопроса признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Предусмотрев участие в работе комиссии собственника жилого помещения или уполномоченного им лица, нормативный правовой акт не определял порядок уведомления собственника о времени и месте заседания комиссии, что в практике применения могла ограничить доступ граждан в реализации принадлежащего им права. По протесту прокурора в нормативный правовой акт внесены соответствующие изменения.
Вмешательство органов прокуратуры области потребовалось для исключения коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сферах, связанных с выполнением органами возложенных на них функций.
Так, прокурор области потребовал исключения коррупциогенного фактора из Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия паспорта объекта культурного наследия, утвержденного приказом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 18.10.2016 № 40. Административный регламент, предусматривая одним из результатов государственной услуги направление заявителю мотивированного отказа в выдаче паспорта объекта культурного наследия, не устанавливает основания, при наличии которых подлежит он подлежит подготовке. Требование прокурора области рассмотрено, проект внесения изменений в административный регламент проходит процедуру согласования.
Действие оспоренных в анализируемом периоде нормативных правовых актов до прокурорского вмешательства негативных последствий не повлекло.
Нормативные правовые акты в отчетном периоде оценивались прокурорами на коррупциогеность с позиции практики их применения.
Так, основанием повторной оценки Положения о порядке расходования средств резервного фонда, утвержденного постановлением администрации Ермаковского сельского поселения Любимского района от 18.03.2009 № 5, стали результаты проверки исполнения бюджетного законодательства, выявшие различный подход к определению выделяемых средств резервного фонда при оказании материальной помощи гражданам. Конкретные размеры оказываемой поддержки нормативным правовым актом в действующей редакции не установлены. Требование об изменении нормативного правового акта находится на рассмотрении.
Вопросы реализации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) находятся на контроле прокурора области.
Прокуратура Ярославской области
7 марта 2019, 14:30
Об итогах работы по проведению антикоррупционной экспертиза за 2016 год
Органами прокуратуры области в соответствии с требованиями статьи 9¹ Федерального закона от 17.01.1992 № 2221-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
В 2016 году органами прокуратуры области изучено на коррупциогенность 6809 (АППГ - 7145) нормативных правовых актов.
Количество нормативных правовых актов, в которых в результате проведенной в отчетном периоде антикоррупционной экспертизы выявлены коррупциогенные факторы, составило 53 (АППГ - 70).
В целях предупреждения принятия нормативных правовых актов, не отвечающих антикоррупционным стандартам, органами прокуратуры дается антикоррупционная оценка проектов нормативных правовых актов. Так, в анализируемом периоде прокурорами проверено на коррупциогенность 4088 проектов нормативных правовых актов, что на 23 % больше, чем в 2015 (АППГ- 3140), в 82 (АППГ- 53) из них выявлены коррупциогенные факторы, о чем в установленном порядке проинформированы соответствующие органы и должностные лица. Фактов принятия актов без учета предложений органов прокуратуры области об исключении коррупциогенных факторов не имелось.
В отчетном периоде в целях исключения коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов прокурорами принимался комплекс мер прокурорского реагирования: внесено 30 (АППГ - 41) требований, принесено 22 (АППГ - 24) протеста, внесено 1 (АППГ-4) предствление. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования в анализируемом периоде коррупциогенные факторы исключены из 93 (АППГ - 47) нормативных правовых актов; случаев отказа в удовлетворении требований не имелось.
Прокуратурой области налажено деловое взаимодействие с институтами гражданского общества.
Так, вопросы антикоррупционной оценки законодательства являются предметом проводимых в регионе мероприятий по профилактике коррупции. Например, на проведенном 27.12.2016 заседании Общественного совета по защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства при прокуратуре Ярославской области в числе иных рассмотрены вопросы правового регулирования в сфере грузоперевозок. Участие в обсуждении приняли представители общественных организаций предпринимателей. Проблемы, связанные с наличием коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах обозначенной тематики, на заседании коллегиального органа представителями общественности не поднимались.
В регионе аккредитацию независимых экспертов получили 12 специалистов, а также Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». В 2016 органами прокуратуры области рассмотрено 1 обращение независимого эксперта о возможной коррупциогенности правового акта, индивидуального характера. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предметом проводимой органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты. В ответе заявителю разъяснены положения федерального закона, доводы отклонены. Помимо этого, в текущем году органами прокуратуры рассмотрены 4 обращения граждан, содержащие в числе иных доводы о коррупциогенности региональных нормативных правовых актов. По результатам рассмотрения доводы заявителей признаны необоснованными. По обращению Уполномоченного по защите прав предпринимателей Ярославской области дана правовая и антикоррупционная оценка проекта нормативного правового акта, подготовленного председателем правления Некоммерческого партнерства «Рыбинский союз предпринимателей малого бизнеса».
По-прежнему, коррупциогенные факторы выявляются органами прокуратуры в нормативных правовых актах, касающихся реализации прав граждан.
Так, прокурор Мышкинского района Ярославской области потребовал исключения коррупциогенного фактора из Положения о народной дружине, утвержденного постановлением администрации городского поселения Мышкин от 20.10.2016 № 371. Нормативный правовой акт не содержит норм, определяющих порядок осуществления денежных выплат дружинникам, а также их размер, чем созданы условия для дискреционного поведения должностных лиц органа местного самоуправления. По результатам рассмотрения требования местной администрацией в настоящее время проводится работа по внесению изменений в нормативный правовой акт.
Прокурором Первомайского района Ярославской области оспорено постановление администрации Первомайского муниципального района, изменившее с 02.12.2016 порядок рассмотрения вопроса признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Предусмотрев участие в работе комиссии собственника жилого помещения или уполномоченного им лица, нормативный правовой акт не определял порядок уведомления собственника о времени и месте заседания комиссии, что в практике применения могла ограничить доступ граждан в реализации принадлежащего им права. По протесту прокурора в нормативный правовой акт внесены соответствующие изменения.
Вмешательство органов прокуратуры области потребовалось для исключения коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сферах, связанных с выполнением органами возложенных на них функций.
Так, прокурор области потребовал исключения коррупциогенного фактора из Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия паспорта объекта культурного наследия, утвержденного приказом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 18.10.2016 № 40. Административный регламент, предусматривая одним из результатов государственной услуги направление заявителю мотивированного отказа в выдаче паспорта объекта культурного наследия, не устанавливает основания, при наличии которых подлежит он подлежит подготовке. Требование прокурора области рассмотрено, проект внесения изменений в административный регламент проходит процедуру согласования.
Действие оспоренных в анализируемом периоде нормативных правовых актов до прокурорского вмешательства негативных последствий не повлекло.
Нормативные правовые акты в отчетном периоде оценивались прокурорами на коррупциогеность с позиции практики их применения.
Так, основанием повторной оценки Положения о порядке расходования средств резервного фонда, утвержденного постановлением администрации Ермаковского сельского поселения Любимского района от 18.03.2009 № 5, стали результаты проверки исполнения бюджетного законодательства, выявшие различный подход к определению выделяемых средств резервного фонда при оказании материальной помощи гражданам. Конкретные размеры оказываемой поддержки нормативным правовым актом в действующей редакции не установлены. Требование об изменении нормативного правового акта находится на рассмотрении.
Вопросы реализации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) находятся на контроле прокурора области.
Все права защищены