Прокурор разъясняет

  • 14 ноября 2023, 21:40
Требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и ответственность за их нарушение
  Текст

Основное правовое регулирование по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

Отдельные нормы о противодействии легализации преступных доходов содержатся в Федеральных законах от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ установлен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58 постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, а именно: лизинговые компании, операторы по приему платежей, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, составляет 1 год со дня совершения правонарушения. За нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 15.27 и ст. 15.27.3 КоАП РФ, составляет 3 года со дня совершения административного правонарушения.

 

Прокурор Кировского района г. Ярославля Моисеев Н.Е.