Защита прав потребителей

  • 12 октября 2022, 15:51
Усилена защита прав потребителей
  Текст

С 01.09.2022 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом РФ от 01.05.2022 в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", определяющую перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей.

Если ранее продавцам, изготовителям товаров или исполнителям работ (услуг) было запрещено обуславливать приобретение одних товаров другими, отказывать удовлетворять требования потребителей в течение гарантийного срока, если оно не связано с недостатками товара, а также выполнять за плату без согласия потребителя дополнительные услуги, то теперь этот перечень запретов значительно расширен.

Недопустимыми признаны условия:

- предоставляющие продавцу (изготовителю, исполнителю, импортеру, владельцу агрегатора (далее - продавца) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение предмета, цены, срока и т.п., за исключением случаев прямо предусмотренных нормативным правовым актом РФ;

- ограничивающие право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров (например, о рассмотрении спора судом только по месту нахождения продавца);

- устанавливающие штрафные санкции для потребителя или иные обязанности, препятствующие свободной реализации прав;

- исключающие или ограничивающие ответственность продавца за неисполнение обязательств по закону;

- обуславливающие приобретение одних товаров одновременным приобретение других или обязательным заключением иных договоров (например, выдачу кредита при условии заключения договора личного страхования);

- выполнения дополнительных работ за плату без согласия потребителя;

- ограничивающие право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров;

- содержащие основания досрочного расторжения договора по требованию продавца, не предусмотренные законом;

- уменьшающие размер законной неустойки;

- ограничивающие право выбора вида требований, предусмотренных ст ст. 18 и 29 закона, которые могут быть предъявлены продавцу при продаже товаров ненадлежащего качества;

- устанавливающие обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой не предусмотрен законом;

- обязывающие потребителя доказать определенные обязательства, бремя доказывания которых законом на него не возложено;

- ограничивающие в средствах и способах защиты нарушенных прав (например, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что "подарочные карты возврату не подлежат");

- ставящие удовлетворение требований потребителя в отношении товаров с недостатками в зависимость от условий, не связанных с ними;

- нарушающие правила, установленные международными договорами, нормативными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей.

Продавцы не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с его отказом предоставить персональные данные, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена законом или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.

Компетенцией на рассмотрение жалоб потребителей наделены органы Роспотребнадзора, а исков – районные суды по месту жительства истца или нахождения ответчика.