Антикоррупционная экспертиза

  • 15 июля 2021, 11:00
Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за 1 полугодие 2021 года
  Текст

В 1 полугодии 2021 года органами прокуратуры Еврейской автономной области изучены на предмет наличия коррупциогенных факторов 2815 (2149) нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований автономии и 2917 (2274) их проектов. Всего выявлено 45 (47) проектов нормативных правовых актов, содержащих 58 (61) коррупциогенных факторов соответственно. В 5 (10) нормативных правовых актах выявлено 10 (14) коррупциогенных факторов. Устранение данных дефектов в нормативных правовых актах осуществляется преимущественно на проектной стадии.

В 1 (1) нормативном правовом акте исполнительного органа власти области выявлено 6 (4) коррупциогенных факторов. В 4 (8) проектах нормативных правовых актов исполнительных органов власти ЕАО выявлено 5 (9) коррупциогенных факторов. В 41 (39) проекте представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных образований автономии выявлено 53 (61) коррупциогенных фактора.

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов (и их проектов) прокурорами в адрес их разработчиков принесено 2 (9) протеста, внесено 3 (1) требования, направлено 45 (47) отрицательных заключений. Заявления в суды области не направлялись.

Результатом выполненной работы явилось исключение из 3 (12) нормативных правовых актов и 41 (41) их проекта 8 (17) и 53 (57) коррупциогенных факторов. В отношении остальных нормативных правовых актов и их проектов работа по приведению в соответствие с требованиями антикоррупционного законодательства находится в завершающей стадии.

Фактов отклонения требований прокуроров в отчетном периоде не имелось.

Структура выявляемости различных видов коррупциогенных факторов представлена 68 (75) дефектами правовых норм и выглядит следующим образом:

  1. широта дискреционных полномочий – 19 (6) факторов;
  2. определение компетенции по формуле «вправе» - 0 (4) факторов;
  3. выборочное изменение объема прав – 5 (10) факторов;
  4. чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – 0 (0) факторов;
  5. принятие нормативно-правового акта за пределами компетенции – 7 (17) факторов;
  6. заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов – 0 (1) факторов;
  7. отсутствие или неполнота административных процедур – 24 (19) фактора;
  8. нормативные коллизии – 8 (11) факторов;
  9. отказ от конкурсных процедур – 0 (0) факторов;
  10. наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 3 (4) фактора;
  11. злоупотребление правом заявителя – 0 (1) факторов;
  12. юридико-лингвистическая неопределенность – 2 (2) фактора.

Так, 02.02.2021 прокуратурой области направлено отрицательное заключение на проект нормативного правового акта «Об утверждении порядка предоставления в 2021 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального и областного бюджетов на компенсацию предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий».

Не отвечает требованиям юридической техники о полноте правового регулирования пункт 15 Проекта, в той мере, в какой не определяет сроки для подготовки и направления проекта соглашения получателю субсидии, что содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики.

Данное заключение рассмотрено и удовлетворено.

Неполнота административных процедур выявлена в проекте нормативного правового акта «О некоторых вопросах, связанных с изъятием земельных участков для государственных нужд Еврейской автономной области, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения» (далее - Проект).

Предлагаемое регулирование не отвечает требованиям пункта 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, соответственно реализация полномочий в отношении участков недр неразрывно связана с полномочиями по изъятию земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд) в целом, что содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика).

Прокуратурой Ленинского района 12.02.2021 направлено отрицательное заключение на проект нормативного правового акта, которым утверждается план противопожарных мероприятий муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района на 2021 год ввиду отсутствия и неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).

В п. 417 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлено, что перечень населенных пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, и начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.

Во исполнение указанного выше пункта Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 25.02.2021 № 55-рг «Об утверждении сводного плана тушения лесных пожаров на территории Еврейской автономной области на период пожароопасного сезона 2021 года» закреплено, что среднестатистический срок противопожарного сезона на территории ЕАО с 10 апреля по 15 ноября.

В тоже время в Проекте разработка муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности предусмотрена до ноября текущего года.

Таким образом, рассматриваемый проект нормативного правового акта принимается в нарушение Распоряжения губернатора Еврейской автономной области от 25.02.2021 № 55-рг «Об утверждении сводного плана тушения лесных пожаров на территории Еврейской автономной области на период пожароопасного сезона 2021 года» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 и в предлагаемом виде не достигает заявленных целей правового регулирования

Одновременно подобное правовое регулирование содержит широту дискреционных полномочий, т.е. коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.

В рамках правотворческой деятельности прокуратурой города в проекте постановления мэрии города «Об утверждении Порядка аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий, включенных в муниципальную программу Формирование современной городской среды в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в 2018-2024 годах» (далее – Проект) выявлены коррупциогенные факторы.

Так, постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предусмотрено предоставление из федерального бюджета субсидий в целях предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий.

В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и вышеуказанного постановления Правительства РФ постановлением правительства ЕАО от 18.10.2017 № 433-пп утверждена государственная программа Еврейской автономной области «Формирование комфортной городской среды в Еврейской автономной области» на 2018 - 2024 годы», которой установлены Правила предоставления субсидии из областного бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области, связанных с реализацией муниципальных программ формирования современной городской среды, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований области, в том числе территорий муниципальных образований области соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий (далее – Правила).

Согласно пункту 8 Правил субсидии местным бюджетам предоставляются при соблюдении органами местного самоуправления муниципальных образований (далее – органы местного самоуправления) условия обеспечения финансового участия заинтересованных лиц в выполнении минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий в размере не менее пяти процентов от стоимости мероприятий.

Вместе с тем, согласно п.п. 1.3.2 и 2.1 проекта финансовое участие заинтересованных лиц при выполнении работ по минимальному перечню не предусмотрено.

Под заинтересованными лицами в государственной программе Еврейской автономной области «Формирование комфортной городской среды в Еврейской автономной области» на 2018 - 2024 годы», утвержденной постановлением правительства ЕАО от 18.10.2017 № 433-пп, определены собственники помещений в многоквартирных домах, собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству.

Проектом предусматривается, что заключение соглашения об аккумулировании и расходовании средств заключается с организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.

Тогда как, согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ деятельности по управлению многоквартирным домом осуществляется:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме;

б) товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией;

в) управляющими организациями.

Кроме того, проектом устанавливается макет соглашения, содержащий лишь структуру соглашения, без указания содержания конкретных положений, либо требований к ним.

Таким образом, положения проекта характеризуются наличием коррупциогенных факторов, предусмотренных пп. «в» п. 3 и пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права и выборочное изменение объема прав.

В связи с этим 11.05.2021 прокуратурой города в мэрию города направлено отрицательное заключение, которое учтено при принятии нормативного правового акта.