Памятки

  • 11 ноября 2022, 13:34
ПАМЯТКА ДЛЯ ГРАЖДАН ПО ВОПРОСАМ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ
  Текст

Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан обращаться в органы власти и местного самоуправления, а также иные организации, осуществляющие публично значимые функции (статья 33).

Порядок обращения граждан с заявлениями, предложениями, жалобами регламентирован Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Как показывает надзорная практика, граждане активно пользуются предоставленным правом, обращаясь в государственные и иные органы за защитой личных и публичных интересов, стремясь предупреждению либо устранению нарушений своих прав и требований законодательства.

Вместе с тем, граждане не всегда направляют свои обращения в государственные и иные органы, действительно обладающие полномочиями по принятию тех или иных решений, что влечет необходимость перенаправления таких обращений и, как следствие, увеличение срока их рассмотрения и окончательного разрешения проблем граждан.

К указанным последствиям также приводит несоблюдение гражданами требований законодательства при оформлении своих обращений.

В данной памятке содержатся разъяснения законодательства о порядке направления гражданами обращений и их рассмотрения уполномоченными органами.

 

ОБРАЩЕНИЯ И ИХ ВИДЫ

 

Обращение гражданина (далее – обращение) – направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

ПРАВО ОБРАЩЕНИЯ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ С ЗАЯВЛЕНИЯМИ, ЖАЛОБАМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ

 

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОМУ ОБРАЩЕНИЮ

 

В письменном обращении гражданин в обязательном порядке:

- указывает наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

- указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

- излагает суть предложения, заявления или жалобы;

- ставит личную подпись и дату.

При необходимости в подтверждение своих доводов гражданин вправе приобщить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Гражданин вправе подать обращение в форме электронного документа.

Такое обращение также подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

 

 

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Обращение подлежит направлению непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

О таком перенаправлении обращения граждан должен быть уведомлен в обязательном порядке.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации подлежит направлению в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

!!! Направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещено.

 

СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

 

По общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его регистрации.

Продление указанного срока возможно в случае направления в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов, а также в исключительных случаях.

Решение о продлении срока рассмотрения обращения принимается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченном на то лицом.

Срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней, с обязательным уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

 

УВЕДОМЛЕНИЕ ЗАЯВИТЕЛЯ О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

 

По результатам рассмотрения обращения заявителю в обязательном порядке должен быть направлен письменный ответ.

Ответ на обращение подписывается руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

 

СЛУЧАИ, ПРИ КОТОРЫХ ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ ПО СУЩЕСТВУ ОБРАЩЕНИЯ НЕ ДАЕТСЯ

 

Письменный ответ на обращение не дается в случае, если:

- в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

- текст письменного обращения не поддается прочтению.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо вправе оставить такое обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.

О прекращении переписки гражданин, направивший обращение, подлежит обязательному уведомлению.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

 

Ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, установлена статьей 5.59 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Санкцией указанной статьи предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются прокурором, в связи с чем с жалобами на нарушение порядка их рассмотрения, надлежит обращаться в органы прокуратуры (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ч.1 ст.23.1. КоАП РФ).

 

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

Прокуратура Чукотского автономного округа

Адрес: 685000, г. Анадырь, ул. Отке, д. 29.

Обращение в электронном виде следует направлять:

 

Анадырская межрайонная прокуратура

Адрес: 685000, г. Анадырь, ул. Отке, д. 46.

 

Прокуратура Билибинского района

Адрес: 689450, г. Билибино, м-н Восточный, д. 1/7.

 

Прокуратура Чаунского района

Адрес: 689400, г. Певек, ул. Обручева, д. 17.

 

Прокуратура Иультинского района

Адрес: 689202, п. Эгвекинот, ул. Ленина, д. 18.

 

Прокуратура Провиденского района

Адрес: 689251, п. Провидения, ул. Эскимосская, д. 18.

 

Прокуратура Чукотского района

Адрес: 689300, п. Лаврентия, ул. Дежнева, д. 44.

 

Кроме этого, обращение прокурору можно подать лично в ходе приема, который осуществляется в органах прокуратуры округа в рабочее время с 9:00 до 18:00, в пятницу с 9:00 до 17:00.

В выходные и праздничные дни прием граждан осуществляется дежурным прокурором.