Прокурор разъясняет

  • 10 марта 2020, 00:00
Допустимо ли продавать государственные награды умерших родителей
  Текст

В Конституционный Суд Российской Федерации обратилась гражданка, осужденная за продажу награды СССР, которая хранилась у нее после смерти отца.

Впоследствии после обжалования приговора в апелляционном и кассационном порядке женщина освобождена от наказания в связи с истечением срока давности уголовного преследования, при этом доводы государственного обвинителя о признании деяния малозначительным и позиция стороны защиты об отсутствии в действиях осужденной состава преступления, отклонены.

По мнению заявительницы, статья 324 УК РФ противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой позволяет привлекать к уголовной ответственности за действия, не причинившие вреда порядку управления в сфере награждения государственными наградами и не повлекшие нарушения прав человека, а также расценивать действия в отношении государственных наград СССР как нарушающие правовой режим государственных наград Российской Федерации, что означает применение уголовного закона по аналогии.    

Рассмотрев жалобу, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.02.2020 № 10-П указал, что спорная норма не противоречит Конституции Российской Федерации. Она возлагает уголовную ответственность за незаконный сбыт наград СССР на лиц, у которых они хранятся после смерти награжденного, поскольку законодательство установило общий правовой режим наград Российской Федерации и СССР. И те, и другие ограничены в обороте.

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, недопустимо избыточное государственное принуждение, неадекватное причиненному вреду. Малозначительное деяние не является преступлением, даже если оно предусмотрено в УК РФ.

Суды должны устанавливать реальную степень его общественной опасности, исследовать обстоятельства содеянного и личность правонарушителя.

Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что судебные решения по делу заявительницы подлежат пересмотру, если они основаны на статье 324 УК РФ в истолковании, расходящемся с ее конституционно-правовым смыслом, и при условии, что для этого нет иных препятствий.

 

​​​​​​​