Интервью и выступления

Интервью исполняющего обязанности прокурора города Севастополя Максима Жука для газеты «Слава Севастополя» по вопросам противодействия коррупции
  Текст

Максим Жук: «Противодействие коррупции—важнейшее направление работы прокуратуры»

Сегодня, 9 декабря, отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Он внесен в календарь знаменательных дат по инициативе Организации Объединенных Наций. В этот день 18 лет назад, в 2003 году, была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Российская Федерация ратифицировала ее федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ.

В нашей стране поступательно реализуется система мер, направленных на обеспечение эффективности деятельности по профилактике и противодействию коррупции. О том, какова в этой системе роль прокуратуры и каких результатов в текущем году удалось добиться ведомству в Севастополе, нам рассказал исполняющий обязанности прокурора города Максим Жук.

 

—Максим Сергеевич, какие задачи ставятся перед органами прокуратуры в рамках работы по противодействию коррупции?
—Органам прокуратуры в Российской Федерации отведено центральное место в сфере реализации и обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства. В 2007 году, т.е. уже на следующий год после ратификации Конвенции ООН против коррупции, в структуре прокуратуры созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. К опыту работы, профессиональным качествам и репутации сотрудников этих подразделений выдвигаются особые требования, их отбор осуществляется в специальном порядке Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Прокуроры осуществляют надзор за исполнением требований законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных корпорациях и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами, в государственных учреждениях. Отдельными направлениями являются надзор за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.
Прокуратура является единственными органом в системе субъектов борьбы с коррупцией, которому отведена координирующая роль. Это значит, что именно прокуроры изучают и обобщают результаты работы всех правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и направляют их дальнейшие действия с учетом состояния законности.
Большое внимание уделяется вопросам возмещения ущерба, причиненного государству проявлениями коррупции, участию в законотворческой деятельности в данной сфере. Возможности работы по правовому просвещению и взаимодействию со средствами массовой информации используются прокурорами для формирования в обществе непримиримого отношения к коррупционерам и уверенности в неотвратимости их наказания.

—Каких результатов удалось добиться принятыми прокуратурой мерами в этой сфере?
—С начала этого года органами прокуратуры города выявлено 551 нарушение антикоррупционного законодательства. По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 230 лиц. На нормативные правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы, прокурорами принесено 149 протестов.
Отдельное внимание уделялось соблюдению чиновниками запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Вскрыто более 250 нарушений, выразившихся в несоблюдении требований о предотвращении конфликта интересов и предоставлении недостоверных и неполных сведений о доходах. В целом в ходе прокурорских проверок выявлено, что государственными служащими в Севастополе укрыты сведения о доходах на общую сумму свыше 25 млн рублей, данные о недвижимости общей площадью более 10 тыс. кв.м, 200 счетах в банковских учреждениях. За такие нарушения по результатам прокурорских проверок к дисциплинарной ответственности уже привлечено более 130 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

—Особый резонанс всегда вызывают уголовно наказуемые деяния нечистых на руку чиновников, которые вскрываются правоохранительными органами. В ходе прокурорских проверок такие факты выявлялись?
—С начала года по материалам прокуратуры в Севастополе возбуждено 5 уголовных дел о коррупции. Это уголовные дела о присвоении и растрате, злоупотреблении должностными полномочиями или их превышении.
Так, прокуратурой Ленинского района Севастополя по результатам проверки соблюдения директором ООО «Севгеоцентр» требований законодательства о противодействии коррупции установлены факты присвоения вверенного ему имущества, что повлекло причинение ущерба в особо крупном размере—свыше 1,2 млн рублей. Следственными органами возбуждено уголовное дело, расследование по которому в настоящее время продолжается.
В августе и сентябре 2021 года по материалам той же прокуратуры возбуждены дела о хищении бюджетных денежных средств директором государственного учреждения, осуществляющего деятельность в сфере оценки качества образования, путем присвоения премиальных вознаграждений подчиненных сотрудников на общую сумму почти 300 тыс. рублей.

—Какое наказание несут осужденные по «коррупционным» статьям Уголовного кодекса РФ?
—На прокуратуру возложены функции государственного обвинения, в том числе по делам коррупционной направленности. Гособвинители принципиально и настойчиво добиваются сурового наказания для виновных лиц.
Всего вынесено 19 приговоров по таким делам в отношении 20 виновных лиц. Им назначаются наказания в виде условного либо реального лишения свободы, крупных штрафов, лишения права заниматься определенной деятельностью либо занимать определенные должности, в том числе в органах государственной власти и местного самоуправления.
Так, в октябре 2021 года вступил в силу приговор в отношении учредителя и директора ООО «СтройТрансАльянс», который, используя свое служебное положение, заключил с некоммерческой организацией «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» четыре договора о проведении капитального ремонта общего имущества в 14 многоквартирных домах, однако в действительности не намеревался выполнять эти работы. Таким образом он завладел бюджетными денежными средствами в размере свыше 8,2 млн рублей, перечисленными в качестве аванса.
Гагаринский районный суд Севастополя назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок четыре года в исправительной колонии общего режима. Сторона защиты обжаловала приговор суда, однако, рассмотрев дело в апелляционном порядке, Севастопольский городской суд оставил судебный акт в части правильности квалификации действий осужденного и меры наказания без изменений.

—В нашем разговоре вы уже упоминали, что в задачи прокуратуры входят не только выявление и пресечение коррупции, но и принятие мер по возмещению государству ущерба от коррупционной деятельности. Каков размер причиненного коррупцией вреда в нашем городе в этом году?
—За 10 месяцев 2021 года по тем делам о коррупции, расследование которых завершено, ущерб составил 1,45 млн рублей. Прокуроры ориентируют органы следствия на необходимость принятия мер по поиску у обвиняемых собственности, за счет которой ущерб может быть возмещен. В течение года при расследовании уголовных дел наложен арест на имущество стоимостью более 20 млн рублей.
Прокуратурой ведется исковая работа. В рамках уголовных дел с целью минимизации ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, в суды направлено два иска к обвиняемым лицам на сумму свыше шести миллионов рублей.
К примеру, прокуратурой Балаклавского района Севастополя в суд направлено исковое заявление о взыскании с бывшего директора ГУПС «Управляющая компания Балаклавского района» ущерба в размере более 1,4 млн рублей. Этот ущерб причинен в результате оплаты невыполненных работ по благоустройству внутриквартальных и придомовых территорий в с. Подгорном в рамках реализации конкурса «Самый дружный двор».
Иск рассматривается Балаклавским районным судом Севастополя в рамках уголовного дела в отношении бывшего руководителя управляющей компании по ч. 1 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»).

—Законодательством предусмотрены меры, направленные на предотвращение конфликта интересов. Выявлялись ли факты неурегулирования конфликта интересов в деятельности государственных служащих в текущем году?
—В истекшем периоде 2021 года прокурорами пресечено девять фактов неурегулирования конфликта интересов. К примеру, после прокурорской проверки к дисциплинарной ответственности в виде выговора и предупреждения о неполном должностном соответствии привлечены руководитель управления по делам молодежи и спорта города и работница кадрового подразделения, которая незаконно способствовала трудоустройству в управление своей дочери.

—Прокуратура наделена полномочиями по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и правом законотворческой инициативы. Как они реализуются в сфере противодействия коррупции на практике?
—В целях выполнения положений законодательства об антикоррупционной экспертизе прокурорами продолжена деятельность по устранению коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов. В текущем году экспертизе уже подвергнут 1661 нормативный правовой акт или проект. В результате коррупциогенные факторы исключены из 56 таких документов.
Наибольшее количество коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах выявляется в сферах предоставления государственных услуг гражданам и иным лицам, предоставления субсидий физическим и юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям). Часто это происходило из-за несвоевременного приведения регионального законодательства в указанной сфере в соответствие с последними изменениями в федеральном законодательстве. Так, вносились изменения в федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и в постановление правительства Российской Федерации «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам—производителям товаров, работ, услуг», однако на региональном уровне нормативные правовые акты до вмешательства прокуратуры не были приведены в соответствие. Для устранения таких нарушений прокурорами принесено 28 протестов, которые уже удовлетворены.
В 2022 году прокуратурой города Севастополя будет продолжена работа по противодействию коррупции.

 

Беседу вела М. Кузьменко, старший помощник прокурора Севастополя по взаимодействию со СМИ.

Распечатать