Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации

  • 2 июня 2014, 13:10
Предлагаем вашему вниманию подготовленный Генпрокуратурой России законопроект «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию»
  Текст
  2 Прикрепленные файлы

Полный текст предлагаемого законороекта находится во вложениях к статье. Ниже представлена пояснительная записка к законопроекту.

Пояснительная записка к проекту федерального закона
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию»

Проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию» подготовлен в целях реализации рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО)  по итогам третьего раунда оценки по теме «Криминализация преступных деяний».

Проектом предусмотрено внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации изменений, направленных на уточнение положений, касающихся привлечения к ответственности за подкуп.

Рекомендацией III ГРЕКО предусмотрено введение понятий предложения, обещания и просьбы о предоставлении преимущества и принятия предложения или обещания в положения УК РФ об активном и пассивном подкупе в соответствии с Конвенцией. Соответствующие изменения предлагается внести в статьи 204, 290 и 291 УК РФ.

В соответствии с рекомендацией IV ГРЕКО необходимо расширить сферу действия положений о взяточничестве УК РФ, чтобы они однозначно охватывали любую форму неправомерного преимущества, в том числе любые преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет. В целях реализации указанной рекомендации статьи 204 и 290 УК РФ  предлагается дополнить указанием на получение или предоставление услуг неимущественного характера, неимущественных прав или иных неправомерных преимуществ.

Также ГРЕКО указывает на необходимость толкования преступлений взяточничества в Уголовном кодексе таким образом, чтобы однозначно охватывать все случаи, когда преимущество предназначается не для самого должностного лица, а для третьего лица, как физического, так и юридического (рекомендация V). В связи с этим вносятся изменения в              часть 1 статьи 290 УК РФ.

Кроме того, ГРЕКО рекомендует привести нормы об уголовной ответственности за коммерческий подкуп, предусмотренные статьей 204 УК РФ, в соответствие со статьями 7 и 8 Конвенции, в частности, в отношении категории подпадающих под действие закона лиц, различных форм коррупционного поведения, непрямых форм совершения преступлений, случаев с участием третьих сторон-бенефициаров, и получателей нематериальных преимуществ (рекомендация VI). С учетом указанной рекомендации в статью 204 УК РФ вносятся изменения, предусматривающие ответственность за подкуп в отношении любого лица, работающего в коммерческой или иной организации, а также расширение круга лиц, в интересах которых совершается преступление, в том числе являющихся получателями предмета подкупа.

Согласно указанной рекомендации также следует отменить правило о том, что в случаях совершения подкупа в частном секторе, причинившем ущерб исключительно интересам коммерческой организации, уголовное преследование проводится только по заявлению этой организации или с ее согласия. В связи с этим предлагается исключить статью 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Рекомендацией VII предложено криминализировать торговлю влиянием в соответствии со статьей 12 Конвенции. В связи с этим предлагается дополнить УК РФ статьей 2922 «Злоупотребление влиянием».

Согласно рекомендации VIII необходимо увеличить минимальный двухлетний срок давности за совершение подкупа, предусмотренного статьей 291 УК РФ. На реализацию данной рекомендации направлены предлагаемые изменения в статью 291 УК РФ, предусматривающие увеличение наказания за совершение указанных преступлений с целью отнесения их к категории преступлений средней тяжести.

Также в докладе ГРЕКО содержатся положения, рекомендующие недвусмысленно криминализовать подкуп национальных и иностранных третейских судей (пункт 53), в связи с чем УК РФ предлагается дополнить статьей 2022, устанавливающей ответственность за подкуп третейских судей.

Законопроект направлен на приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами в области противодействия коррупции, в частности, положениями Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.