Антикоррупционная экспертиза нормативных правых актов в порядке надзора

  • 28 сентября 2016, 13:18
Информация о работе органов прокуратуры Российской Федерации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за первое полугодие 2016 года
  Текст

В первом полугодии 2016 года прокуроры, реализуя полномочия, предоставленные ст. 91 Федерального закона от 17.07.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», провели антикоррупционную экспертизу более 503 тыс. нормативных правовых актов (в первом полугодии 2015 года – более 445 тыс. актов). Выявлено почти 33,5 тыс. нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы (в первом полугодии 2015 года – 28,5 тыс.).

В указанных нормативных правовых актах содержалось 41,6 тыс. коррупциогенных факторов (в первом полугодии 2015 года – более 34,5 тыс.), с целью исключения которых прокурорами внесено более 2,3 тыс. требований (в аналогичном периоде прошлого года – более 2 тыс.), принесено более 30 тыс. протестов (в аналогичном периоде прошлого года – более 25 тыс.), направлено 129 исков (заявлений) в суды (в первом полугодии 2015 года – 311), внесено 852 представления (в аналогичном периоде прошлого года – 723) и направлено 185 информаций (в первом полугодии 2015 года – 209).

В результате проделанной работы коррупциогенные факторы исключены из более 25,6 нормативных правовых актов (в первом полугодии 2015 года – 21,5 тыс.). Приведенные статистические данные свидетельствуют о высокой эффективности принимаемых прокурорами мер по проведению антикоррупционной экспертизы.

Характерными коррупциогенными факторами, содержащимися в нормативных правовых актах, являются широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе», отсутствие или неполнота административных процедур, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, отказ от конкурсных (аукционных) процедур.

Например, Порядком, утвержденным постановлением Администрации Приморского края № 555-па от 31.12.2015, предусматривалось предоставление выделяемых из краевого бюджета субсидий на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства. При этом не были установлены условия и основания для принятия должностными лицами соответствующего решения, что свидетельствует о необоснованно широких пределах их усмотрения и наличии предусмотренного пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенного фактора, создает условия для злоупотреблений должностными лицами полномочий, необоснованного расходования бюджетных средств, иных проявлений коррупции.

В целях устранения коррупциогенного фактора Губернатору Приморского края внесено требование об изменении нормативного правового акта, которое рассмотрено и удовлетворено, коррупциогенный фактор исключен.

Прокурором Лебедянского района Липецкой области опротестован административный регламент администрации муниципального района «Выдача разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию» в связи с наличием необоснованных требований к заявителю представлять при получении муниципальной услуги правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, поскольку в соответствии с ч.7.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации вышеназванные документы запрашиваются органом местного самоуправления самостоятельно.

Для нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления также одним из распространенных коррупциогенных факторов является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

Так, прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга составлено отрицательное заключение на проект постановления местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Большая Охта «Об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Большая Охта».

Вопреки положениям ч.5 ст.17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», нормам постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» указанным проектом устанавливались требования к форме плана закупок товаров, работ, услуг, а также форма плана закупок, утверждение которых отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В результате вмешательства прокуратуры района проект был своевременно скорректирован.

Зачастую наличие коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах муниципального уровня связано с несвоевременным внесением изменений, что влечет коллизию правовых норм.

Так, прокуратурами Орловского и Егорлыкского районов Ростовской области при проведении мониторинга изменений действующего законодательства установлено, что постановления 7 муниципальных образований, определяющие порядок исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах муниципалитетов земель, не приведены в соответствие с изменениями закона.

В частности не учтено, что, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 января 2016 г. органами, осуществляющими муниципальный контроль, не могут проводиться плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства.

Указанное могло повлечь нарушение прав граждан и превышение полномочий со стороны должностных лиц, в этой связи прокурорами принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворены.

Как и в предыдущие периоды наиболее значительное количество коррупциогенных факторов выявляется в нормативных правовых актах, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (43%). Кроме того, значительное число нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, выявляется в сферах законодательства о государственной и муниципальной службе (14,5%), о землепользовании (10,5%), о бюджете (9,5%).

Прокуроры продолжают на системной основе осуществлять деятельность по оценке проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность.

В результате этой работы в первом полугодии 2016 года изучено более 422 тыс. проектов нормативных правовых актов (в первом полугодии 2015 года – более 358,5 тыс.). В 14,5 тыс. проектов нормативных правовых актов выявлено более 20 тыс. коррупциогенных факторов (в первом полугодии 2015 года – 12,7 тыс. и 17 тыс. соответственно).

В целях исключения коррупциогенных факторов на этапе нормотворчества, внесения соответствующих корректировок в проекты нормативных правовых актов прокурорами направлено 13,8 тыс. информаций (в первом полугодии 2015 года – более 12 тыс.). Из 12385 проектов коррупциогенные факторы исключены в результате вмешательства органов прокуратуры (в первом полугодии 2015 года – 10598).

В соответствии с требованиями действующего законодательства, а также полномочиями в области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры продолжается системная работа по исключению из них коррупциогенных факторов.