В суде с участием присяжных заседателей, как пра¬вило, рассматриваются наиболее сложные дела об убийствах и других тяжких преступлениях, по которым предусмотрены самые строгие виды наказаний. Именно по этим основным критериям законодатель закрепил рассмотрение подобных уголовных дел за судами субъектов Российской Федерации, которые рассматривают уголовные дела, в том числе с участием присяжных заседателей.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ по ходатайству обвиняе¬мого судья с участием присяжных заседателей в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела о преступ¬лениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, т.е. подсудных Вер¬ховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной облас¬ти и суду автономного округа.
В данной форме судопроизводства чрезвычайно высока цена ошибок не только присяжных заседателей, но и председа¬тельствующего судьи, а также прокурора. Ошибочное реше¬ние может привести к неправильному и несправедливому вердикту коллегии при¬сяжных заседателей и основанному на нем приговору суда. Очевидно, что качество правосудия — законность, обоснованность и справедливость судебных решений в суде с участием присяжных заседателей (как, впрочем, и в суде общей юрисдикции) напрямую зависит от уровня подготов¬ки государственного обвинителя при выполнении им своих обязанностей.
Суд с участием присяжных заседателей не является ка¬кой-то исключительной формой судопроизводства. Но, безусловно, в рамках данной формы судопроизвод¬ства в большей степени реализуется принцип состязательнос¬ти сторон.
Суд с участием присяжных заседателей вполне вписыва¬ется в существующую систему уголовного судопроизводства. Рассмотрение уголовных дел данным составом суда ведется в общем порядке, но с учетом особенностей, предусмотрен¬ных для производства с участием присяжных заседателей в соответствии с положениями, со¬держащимися в ст.ст. 325 — 353 УПК РФ, которые сводятся к следующему: присяжные заседатели являются судьями факта и соответственно в ходе судебного следствия в присутствии присяжных заседателей подлежат исследованию только те фактические обстоятельства уголовного дела, доказанность которых устанавливается ими в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 334 УПК РФ, то есть доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый, доказано ли, что деяние совершил подсудимый и виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. Вопросы о недопустимости доказательств, возникающие в ходе судебного следствия разрешаются председательствующим судьей с участием сторон, но в отсутствии присяжных заседателей.
Пересмотр не вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных осуществляется по общим правилам рассмотрения уголовных дел в кассационном порядке. В то же время, учитывая специфику этой формы судопроиз¬водства, законом предусмотрено ряд особенно¬стей, касающихся оснований от¬мены или изменения в кассационном порядке судебных ре¬шений, постановленных с участием присяжных заседателей.
Пересмотр в кассационном по¬рядке приговора, по¬становленного на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, ограничен и возможен только тогда, когда при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения процессуального закона (несоблюде¬ние председательствующим судьей принципа объективности при произнесении напутственного слова, вынесение присяж¬ными заседателями вердикта путем голосования до истече¬ния 3 часов с момента начала совещания, оказание одной из сторон незаконного воздействия на присяжных заседателей путем доведения до них сведений, не подлежащих исследованию с их участием, а так же ссылка в ходе судебного следствия и прений сторон на доказательства, признанные недопустимыми и др.) либо неправильно применен материаль¬ный закон.
Однако, при решении воп¬роса об отмене оправдательного приговора, постановленного на основании оправдательного вердикта присяжных заседате¬лей, действуют специальные правила. Согласно положениям ч.2 ст.385 УПК РФ основанием для отмены такого приговора являются лишь такие нарушения уголовно-про¬цессуального закона, которые ограничили право прокурора, потерпевшего или его представителя на представление дока¬зательств либо повлияли на содержание поставленных перед присяжными заседателями вопросов и ответов на них.
Несогласие сторон с содержанием вердикта, вынесенного коллегией присяжных заседателей, как основание для отмены приговора в кассационном порядке законодательством не предусмотрено.