Прокурор разъясняет - Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
Прокурор разъясняет
- 3 февраля 2020, 15:37
О важных положениях федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, рассказывает старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе старший советник юстиции Наталья Казакова:
В нынешнем году в управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам деятельности микрофинансовых и других некредитных финансовых организаций. В ходе состоявшегося обсуждения его участниками отмечено, что далеко не все хозяйствующие субъекты знают и должным образом исполняют положения, содержащиеся в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ).
Названный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (статья 2 Закона № 115-ФЗ).
Перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, установлен в статье 5 Закона № 115-ФЗ. В их числе:
- операторы по приему платежей,
- ломбарды,
- микрофинансовые организации,
- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании,
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Также в указанной статье предусмотрено, что права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, закреплены в статье 7 Закона № 115-ФЗ. Прежде всего, организации должны проводить идентификацию клиентов, требования к которой сформулированы в приказе Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
Пунктом 2.1 названного Положения установлено, что идентификация включает в себя, в том числе проведение мероприятий по проверке наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 115-ФЗ.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804, изданным в соответствии со статьей 6 Закона № 115-ФЗ.
Перечень формируется Федеральной службой по финансовому мониторингу и подлежит размещению в сети Интернет на ее официальном сайте «www.fedsfm.ru».
Вместе с тем, доведение содержащейся в перечне информации до организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих хозяйствующих субъектов к такой информации через их «личные кабинеты» на официальном сайте.
Кроме того, с учетом требований статьи 7.1 Закона № 115-ФЗ создание «личных кабинетов» обязательно также для адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в тех случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
Неисполнение обозначенных требований федерального законодательства влечет привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.
30.06.2017
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
3 февраля 2020, 15:37
Разъяснение прокурора: обязанность по созданию «личного кабинета» на официальном сайте Росфинмониторинга по закону является обязанностью субъектов, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом.
О важных положениях федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, рассказывает старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе старший советник юстиции Наталья Казакова:
В нынешнем году в управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам деятельности микрофинансовых и других некредитных финансовых организаций. В ходе состоявшегося обсуждения его участниками отмечено, что далеко не все хозяйствующие субъекты знают и должным образом исполняют положения, содержащиеся в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ).
Названный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (статья 2 Закона № 115-ФЗ).
Перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, установлен в статье 5 Закона № 115-ФЗ. В их числе:
- операторы по приему платежей,
- ломбарды,
- микрофинансовые организации,
- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании,
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Также в указанной статье предусмотрено, что права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, закреплены в статье 7 Закона № 115-ФЗ. Прежде всего, организации должны проводить идентификацию клиентов, требования к которой сформулированы в приказе Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
Пунктом 2.1 названного Положения установлено, что идентификация включает в себя, в том числе проведение мероприятий по проверке наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 115-ФЗ.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804, изданным в соответствии со статьей 6 Закона № 115-ФЗ.
Перечень формируется Федеральной службой по финансовому мониторингу и подлежит размещению в сети Интернет на ее официальном сайте «www.fedsfm.ru».
Вместе с тем, доведение содержащейся в перечне информации до организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих хозяйствующих субъектов к такой информации через их «личные кабинеты» на официальном сайте.
Кроме того, с учетом требований статьи 7.1 Закона № 115-ФЗ создание «личных кабинетов» обязательно также для адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в тех случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
Неисполнение обозначенных требований федерального законодательства влечет привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.
30.06.2017
Все права защищены