Доклады, обзоры, статистическая информация

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

  • 16 марта 2015, 12:46
О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2014 году
  Текст

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» в Северо-Западной транспортной прокуратуре проанализировано исполнение законодательства о противодействии коррупции за 2014 год.

Анализ состояния законности и организации прокурорского надзора в области противодействия коррупции.

В 2014 году Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлено 2584 нарушения закона (АППГ - 2270), для устранения которых внесено 310 представлений (АППГ - 186), по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 274 лица (АППГ - 228), принесено 393 протеста на незаконные правовые акты (АППГ - 269), по результатам рассмотрения которых 371 незаконный акт отменен (АППГ - 258), в суды направлено 67 исковых заявлений (АППГ - 19), о недопустимости нарушения закона предостережено 48 лиц (АППГ - 59), к административной ответственности по постановлению прокурора привлечено 78 лиц(АППГ - 58), направлено 24 материала для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (АППГ - 22), по данным материалам возбуждено 19 уголовных дел (АППГ -18).

Организациями на транспорте и таможенными органами проводится работа по исполнению антикоррупционных нормативно-правовых актов, а также мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений среди государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов.

В поднадзорных органах созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Взаимодействие с контролирующими органами осуществляется Северо-Западной транспортной прокуратурой посредством получения в этих органах информации, необходимой для проверочных мероприятий, а также привлечения специалистов различного профиля для участия в совместных проверках.

В целях профилактики коррупционных правонарушений Северо-Западной транспортной прокуратурой вопросы противодействия коррупции рассматриваются на координационных и межведомственных совещаниях, также проводятся мероприятия по разъяснению антикоррупционного законодательства.

Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлялись нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – справки о доходах).

Так, в ходе проверки в Северо-Западном межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта установлено, что вопреки требованиям закона государственными служащими в справках о доходах за 2013 год не указаны адреса кредитных организаций, в которых открыты счета, вид, валюта, точная дата открытия счетов.

Вопреки требованиям ст. 44 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» кадровой службой СЗТУ в полном объеме не обеспечивается контроль за соблюдением сотрудниками и гражданскими служащими установленных законом запретов и ограничений.

Например, ряд должностных лиц Северо-Западного таможенного управления и Северо-Западной оперативной таможни в справках о расходах лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, иного лица по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка (далее - справка о расходах) за 2013 год не указали полные сведения о месте нахождения квартир, проданных ими или членами их семей в отчетный период.

В связи с выявленными нарушениями Северо-Западной транспортной прокуратурой внесены представления (должностные лица привлечены к ответственности).

Выявлялись нарушения в деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, в деятельности Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, Северо-Западном управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Северо-Западном управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службыпо надзору в сфере транспорта.

В составы комиссий по соблюдению требованийк служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов не были включены конкретные представители образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, их кандидатуры не согласованы в установленном порядке.

Положением о комиссии Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта не предусматривался весь перечень оснований для проведения заседания комиссии, не устанавливались нормы, определяющие порядок подачи обращений и уведомлений в кадровое подразделение, их рассмотрения, а также лиц, подающих эти обращения, ненадлежащим образомрегулироваласьдеятельность председателя комиссии Управления при поступлении кнему соответствующей информации.

По всем этим нарушениям Северо-Западной транспортной прокуратуройруководителям этих контролирующих органов внесены представления, на правовые акты, противоречащие федеральному законодательству, принесены протесты (рассмотрены и удовлетворены, выявленные нарушения устранены).

Также выявлялись нарушения, связанные с неисполнением требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе, допущенные сотрудниками СЗТУ.

В ходе проверкизаконности при рассмотрении правоохранительными органами обращений о нарушениях законодательства о противодействии коррупции, за которые предусмотрена ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия, установлено, что в исследуемом периоде за совершение деяний, влекущих за собой увольнение в связи с утратой доверия, из поднадзорных Северо-Западной транспортной прокуратуре органов уволено 4 должностных лица (2 – из таможенных органов и 2 – сотрудника транспортной полиции). В 2013 году по этим основаниям уволено 1 должностное лицо таможенного органа.

В истекшем периоде 2014 года в УТ МВД России по СЗФО имелись единичные случаи наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника в виде увольнения из органов внутренних дел в связи с утратой доверия.

Инспекцией кадров органов внутренних дел на транспорте в анализируемом периоде проведена 1 служебная проверка в отношении должностного лица УТ МВД России по СЗФО (АППГ- 0).

Количество выявленных прокурорами нарушений о государственной службе составило 797(АППГ - 1119);о противодействии коррупции - 1594 (АППГ - 1070); законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - 120(АППГ – 29); законодательства о бюджете -39(АППГ - 10); об осуществлении государственного и муниципальногоконтроля и надзора - 6(АППГ- 26);об использовании государственного и муниципального имущества - 27(АППГ- 13)

В 2014 году также выявлялись нарушения законодательства об образовании, порядка предоставления платных образовательных услуг.

Так, Санкт-Петербургским транспортным прокурором установлено, что в ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» в нарушение ст. 29 Федерального закона от 29.12.2009 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документ, содержащий информацию о порядке предоставления платных образовательных услуг, не разработан.

Великолукским транспортным прокурором выявлено, что образец договора на оказание платных образовательных услуг, размещённый на официальном сайте филиала ПГУПС, содержит сведения об утратившей силу лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В этом учебном заведении в договорах с абитуриентами необоснованно сокращён срок освоения образовательной программы, не указана информация о стоимости обучения за второй семестр 2014 года.

В целях устранения указанных нарушений руководителям указанных образовательных учреждений внесены представления.

Также выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, связанные с нарушением финансовой дисциплины.

Например, Северо-Западной транспортной прокуратурой в ходе проверки ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» выявлено искажение посредством отражения недостоверной информации отчёта об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности за 2013 год, отчёта об обязательствах, принятых учреждением, за 2013 год, входящих в состав бухгалтерской отчётности учреждения, на общую сумму 530 745 руб.

Для устранения выявленных нарушений ректору Университета внесено представление (рассмотрено, виновные лица привлечены к ответственности).

В 2014 году в органы предварительного расследования в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 24 материала проверки (АППГ - 22), по которым возбуждено 19 уголовных дел (АППГ - 18).

Северо-Западной транспортной прокуратурой принимались меры к активизации работы по выявлению коррупционных административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.28, 19.29 КоАП РФ.

Так, вопросы повышения эффективности работы на данном направлении деятельности в том числе были рассмотрены на заседания коллегии Северо-Западной транспортной прокуратуры 30.07.2014.

Транспортным прокурорам (на правах районных) в 2014 году направлялись информационные письма, в которых указывалось о положительной практике применения прокурорами полномочий по привлечению к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, имеющих место недостатках и необходимости активизации работы на указанном направлении.

Благодаря принятым мерам удалось добиться повышения эффективности деятельности транспортных прокуроров (на правах районных) в рассматриваемой сфере.

В 2014 году возбуждено 5 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ (АППГ- 2); 62 дела по ст. 19.29 КоАП РФ (АППГ - 70), по которым к административной ответственности привлечено – 77 лиц (АППГ- 58).

Северо-Западной транспортной прокуратурой и транспортными прокурорами (на правах районных) проводились проверки исполнения организациями требований ст. 13.3 Федерального законаот 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Проверками охвачены поднадзорные Северо-Западной транспортной прокуратуре организации всех форм собственности, а также организации и юридические лица, осуществляющие услуги в сфере внешнеэкономической деятельности. При этом особое внимание уделено проверке соблюдения требований указанного закона организациями с участием государственного капитала.

Например, Мурманской транспортной прокуратурой установлено, что владельцами складов временного хранения и участниками внешнеэкономической деятельности, осуществляющими таможенное оформление товаров в зоне деятельности Мурманской таможни в нарушение требований ст. 13.3 данного закона меры по предупреждению коррупции не разработаны. В частности, ответственное лицо за работу на указанном направлении не назначено, локальный нормативный акт, регламентирующий антикоррупционную политику, не принят.

Кроме того, вопреки требованиям действующего законодательства работодателями ОАО «Кинопредприятие Мурманск» и ООО «Желдорэкспедиция» в Мурманскую таможню не направлены сведения о заключении трудовых договоров с бывшими федеральными государственными служащими.

Принимая во внимание, что несоблюдение установленных законом обязанностей создает предпосылки для коррупционных правонарушений, Мурманским транспортным прокурором руководителям данных организаций внесены представления (рассмотрены, нарушения устранены).

Аналогичные нарушения вскрыты Калининградской, Карельской, Псковской, Воркутинской, Вологодской транспортными прокуратурами.

Например, Калининградской транспортной прокуратурой в Гвардейском филиале водных путей и судоходства ФБУ «Администрация «Волго-Балт», Калининградских филиалах ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», ФГУП «Росморпорт» и ФГУ «Администрация морского порта Калининград» выявлены факты неисполнения законодательства о противодействии коррупции. (не разработаны и не приняты локальные правовые акты в сфере противодействия коррупции). В связи с этим в суд направлено 4 исковых заявления (находятся на рассмотрении).

Аналогичные нарушения выявлены Ивановской транспортной прокуратурой, для устранений которых внесены представления.

Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. 

В 2014 году Северо-Западной транспортной прокуратурой изучено 132 правовых акта (АППГ - 86) в сфере транспорта и таможни на наличие коррупциогенных факторов, выявлено 28 коррупциогенных факторов (АППГ - 14), в связи с чем внесены 5 требований (АППГ - 5), принесено 3 протеста (АППГ - 2), в суд направлено 9 заявлений (АППГ - 1) в порядке ст. 251 ГПК РФ (3 исковых заявления находятся на рассмотрении суда, остальные акты прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены).

Например, Северо-Западным транспортным прокурором 31.10.2014 направлено требование губернатору Ленинградской области на постановление Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 № 21 «Об утверждении порядка предоставления в 2014 году организации железнодорожного транспорта – открытому акционерному обществу «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» субсидии из областного бюджета Ленинградской области на компенсацию части потерь в доходах в связи с предоставлением льготы по тарифам в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа на проезд обучающихся общеобразовательных учреждений, студентов профессиональных образовательных организаций высшего образования, обучающихся по очной форме обучения, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении», которое в нарушение ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит коррупциогенные факторы (не определяет порядок возврата субсидий, не использованных в отчетном финансовом году). Требование прокурора удовлетворено, в нормативный правовой акт внесены необходимые изменения.

В целях повышения эффективности надзора на рассматриваемом направлении районным транспортным прокурорам направленоинформационное письмо о положительном опыте в надзорной деятельности при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Дальнейшая реализация полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы находится на постоянном контроле в Северо-Западной транспортной прокуратуре.

Анализ состояния законности и борьбы с коррупционной преступностью.

Анализ состояния коррупционной преступности в Северо-Западном транспортном регионе показывает, что сферами, наиболее подверженными коррупционным проявлениям, является околотаможенная деятельность, работа подрядных организаций на объектах транспортной инфраструктуры, а также деятельность контролирующих органов на транспорте и иных должностных лиц, обладающих организационно-распорядительными функциями.

Вследствие принимаемых Северо-Западной транспортной прокуратурой мер, изменилась тенденции преобладания в структуре коррупционной преступности фактов дачи взяток над фактами их получения.

Вместе с тем, значительное количество уголовных дел возбуждается и расследуется в отношении взяткодателей, давших взятки должностным лицам органов внутренних дел за непривлечение к уголовной или административной ответственности, размер которых крайне малозначителен.

Основными мерами по декриминализации указанных отраслей преступности Северо-Западной транспортной прокуратурой являлись меры координационного характера – проведение координационных совещаний, заседаний межведомственных рабочих групп, семинарских занятий (в том числе совместных) с сотрудниками правоохранительных органов.

Кроме того, в 2014 году повышенное внимание уделялось состоянию оперативно-розыскной деятельности при выявлении и пресечении коррупционных преступлений и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений.

Практика участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. 

С участием транспортных прокуроров судами Северо-Западного транспортного региона в 2014 году рассмотрено 98 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 102 лиц (АППГ - 67 уголовных дел в отношении 67 лиц).

В 2014 году, как и в 2013 году, по результатам рассмотрения по существу уголовных дел коррупционной направленности в большинстве случаев судами назначалось в качестве основного наказания штраф, кратный размеру взятки и коммерческого подкупа.

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, а также личности осужденного, в том числе требования исполнимости наказания, за тяжкие и особо тяжкие преступления в 11 случаях судами было назначено наказание в виде лишения свободы, из них в 5 случаях – условно.

Так, за совершение одного из двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ, и двух из трех преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ, судами было назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 2 лет 10 месяцев до 4 лет условно. По остальным делам назначено наказание в виде штрафа в размере, соответственно, 120 тыс. рублей и 180 тыс. рублей.

В одном из 10 случаев осуждения лиц за преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 290 УК РФ, судом было назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года условно с дополнительным наказанием в виде штрафа. В остальных случаях осуждения лиц за преступления, предусмотренные ст. 290 УК РФ, суд назначал наказание в виде штрафа.

В 5 случаях осуждения лиц за преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 291 УК РФ, судом было назначено наказание в виде реального лишения свободы на сроки 6 месяцев, 8 месяцев, 10 месяцев, 1 год 3 месяца и 2 года, при этом в 4 случаях назначалось дополнительное наказание в виде штрафа в размере тридцатикратной суммы взятки. В остальных случаях осуждения за преступления, предусмотренные ст. 291 УК РФ, судом назначалось наказание в виде штрафа в размере, кратном сумме взятки, при этом в 2 случаях наказание назначено с применением ст. 64 УК РФ.

Состояние борьбы с коррупцией в правоохранительных органах.

В 2014 году зарегистрировано 58 сообщений о преступлениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона, в том числе 42 – по сотрудникам таможенных органов и 16 – по сотрудникам органов внутренних дел на транспорте. По результатам рассмотрения сообщений вынесено 36 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (23 – в отношении сотрудников таможенных органов и 13 – в отношении сотрудников органов внутренних дел на транспорте). Возбуждено 23 уголовных дела (20 – в отношении сотрудников таможенных органов и 3 – в отношении сотрудников органов внутренних дел на транспорте).

Прокурорами в 2014 году отменено 22 незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (АППГ -19).

В ходе проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции Северо-Западной транспортной прокуратурой в инспекции по личному составу управления кадров и государственной службы УТ МВД России по СЗФО выявлялись нарушения порядка проведения таких проверок, выразившиеся в их неполноте и непроведении необходимых проверочных мероприятий. В целях устранения данных нарушений Северо-Западной транспортной прокуратурой приняты меры прокурорского реагирования.

Соответствующие проверки исполнения сотрудниками таможенных органов законодательства о противодействии коррупции осуществлялись в рамках оперативно-розыскной деятельности.

Проверки состояния оперативно-розыскной деятельности Службы по противодействию коррупции Северо-Западного таможенного управления и Центрального таможенного управления (в части деятельности отделов по противодействию коррупции Ивановской и Ярославской таможен) проводятся Северо-Западной транспортной прокуратурой на регулярной основе.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией 

В 2014 году Северо-Западным транспортным прокурором проведено 2 координационных совещания руководителей правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона по вопросам противодействия коррупции: координационные совещания от 31.03.2014 «О состоянии законности при осуществлении деятельности по выявлению, пресечению и расследованию преступлений в таможенной сфере, в том числе коррупционных, и их профилактике» и от 28.11.2014 «О дополнительных мерах в целях выявления, пресечения и расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, в таможенной сфере, в том числе коррупционных, и их профилактике» и 3 межведомственных совещания: от 05.06.2014 «О состоянии работы правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию преступлений коррупционной направленности и в таможенной сфере», от 20.06.2014 «О состоянии работы правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности» и от 19.11.2014 «О результатах анализа работы органов предварительного следствия и дознания при реализации мер по возмещению ущерба в уголовном судопроизводстве, в том числе по делам коррупционной направленности; эффективности взаимодействия с территориальными подразделениями Росфинмониторинга».

Транспортными прокурорами (на правах районных) в истекшем периоде 2014 года проведено 38 координационных и 18 межведомственных совещаний по указанным вопросам.

В целях совершенствования координационной деятельности руководителей правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупцией проводились выездные совещания по данному вопросу.

Аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры проводится информационно-аналитическая работа с транспортными прокурорами (на правах районных); направляются дополнительные поручения транспортным прокурорам (на правах районных), некачественно выполнившим решения координационных и межведомственных совещаний.

Информация о всех координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов размещается на сайте Северо-Западной транспортной прокуратуры. О необходимости участия органов власти, контролирующих органов, органов местного самоуправления, общественных организаций и средств массовой информациив проведении координационных и межведомственных совещаний транспортным прокурорам (на правах районных) направлено информационное письмо.

В Северо-Западной транспортной прокуратуре осуществляет деятельность межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции при Северо-Западном транспортном прокуроре, в которую входят руководители профильных структурных подразделений аппарата прокуратуры, представители правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона.

На заседаниях этой рабочей группы обсуждаются вопросы состояния преступности, ее динамики, а также меры, направленные на повышение эффективности работы по противодействию коррупции.

В 2014 году проведено 4 заседания межведомственной рабочей группы, на которых обсуждены вопросы выявления фактов взяточничества; нарушения, допускаемые при производстве оперативно-розыскной деятельности при выявлении и пресечении коррупционных преступлений; практика привлечения к ответственности иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок.

Профилактика коррупции и антикоррупционное просвещение.

В 2014 году в Северо-Западной транспортной прокуратуре проведено 5 семинарских занятий для сотрудников органов внутренних дел и таможенных органов с привлечением преподавателей института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и сотрудников аппарата прокуратуры, на которых рассмотрены наиболее типичные нарушения, допускаемые при проведении оперативно-розыскной деятельности и легализации ее результатов.

В указанных мероприятиях принимали участие не только сотрудники аппарата Северо-Западной транспортной прокуратуры, но и представители поднадзорных правоохранительных органов.

В Северо-Западной транспортной прокуратуре осуществляет деятельность Общественный совет по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и по противодействию коррупции, на ежеквартальных заседаниях которых рассматривались вопросы, связанные с выявлением и расследованием преступлений коррупционной направленности и их профилактики. В состав этого совета входят, помимо сотрудников правоохранительных органов, представители общественных организаций и предпринимательского сообщества. В 2014 году проведено 4 заседания Общественного совета, на которых рассмотрены актуальные вопросы в рассматриваемой сфере.

В прокуратуре имеется единый информационный стенд, на котором размещена информация о деятельности прокуратуры, контактная информация о руководителях прокуратуры, начальниках структурных подразделений и транспортных прокурорах (на правах районных), о приеме граждан по вопросам соблюдения законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные стенды имеются во всех транспортных прокуратурах (на правах районных). Информация на данных стендах обновляется в рабочем порядке, в том числе с учетом штатных изменений.

Кроме того, на сайте Северо-Западной транспортной прокуратуры в рамках рубрики «Прокурор разъясняет» на регулярной основе размещается информация, содержащая разъяснения антикоррупционного законодательства.

Сотрудниками Северо-Западной транспортной прокуратуры регулярно осуществляются выступления на радио и телевидении, в ходе которых также разъяснялись положения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.

Северо-Западной транспортной прокуратурой в 2014 году по анализируемому направлению работы осуществлено 411 выступлений в средствах массовой информации (АППГ - 201), из них в телепрограммах - 28 (АППГ - 10), в радиопрограммах - 42 (АППГ - 2). Опубликовано в печатных изданиях 17 выступлений (АППГ - 12) и 324 - в сети Интернет (АППГ - 177).

Кроме того, Северо-Западной транспортной прокуратурой работа по профилактике коррупции и антикоррупционному просвещению осуществлялась в иных формах. Так, в поднадзорных территориальных органах исполнительной власти Северо-Западного транспортного региона и в организациях транспорта и таможенной сферы проводились встречи с их коллективами; в профильных ВУЗах и средних учебных заведениях – лекции, на которых разъяснялись положения законодательства о противодействии коррупции.

Основные причины и факторы, способствующие коррупции, принятые меры по их устранению.

В Северо-Западном транспортном регионе оперативная обстановка характеризуется значительной протяженностью морских и сухопутных границ со странами Евросоюза, наличием значительного количества международных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, участком границы с Республикой Беларусь, являющейся членом Таможенного союза. Указанные факторы, высокая доходность преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, побуждают недобросовестных участников ВЭД совершать незаконные действия в таможенной сфере, в том числе организованные преступные группы пытаются контролировать в различных формах пункты пропуска через границу Российской Федерации. Совершение продолжаемых многоэпизодных преступлений в сфере ВЭД невозможно без содействия этому должностных лиц органов таможни в связи с чем, поднадзорные правоохранительные органы внутренних дел на транспорте и таможенные органы, прежде всего, подразделения собственной безопасности нацелены на выявление сотрудников, причастных к организации и функционированию схем преступной деятельности.

Для устранения основных причин и факторов, способствующих проявлениям коррупции, Северо-Западной транспортной прокуратурой, помимо мер прокурорского реагирования принимаются меры координационного характера (за 2014 год проведено 40 координационных и 20 межведомственных совещаний, а также 5 семинаров по данным вопросам). Кроме того, на регулярной основе проверяется состояние оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности при выявлении, пресечении и расследовании преступлений коррупционной направленности. По всем фактам выявленных нарушений принимаются меры прокурорского реагирования.

В качестве положительного можно привести работу аппарата Северо-Западной транспортной прокуратуры по выявлению нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности в ходе выездных проверок, принятие мер прокурорского реагирования, оказание практической помощи работникам транспортных прокуратур (на правах районных), проведение семинарских занятий. Кроме того, в 2014 году произошло повышение эффективности деятельности поднадзорных органов внутренних дел на транспорте по выявлению фактов взяточничества, которое во многом обусловлено координационной деятельностью прокуратуры.