Доклады, обзоры, статистическая информация

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

  • 3 марта 2014, 13:01
О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2013 году
  Текст

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции» в Северо-Западной транспортной прокуратуре проанализировано исполнение законодательства о противодействии коррупции по итогам работы за 2013 год.

Северо-Западной транспортной прокуратурой уделялось повышенное внимание выявлению незаконных правовых актов в сфере противодействия коррупции.

Кроме того, особое внимание было обращено на эффективность рассмотрения представлений об устранении нарушений антикоррупционного законодательства.

В результате принятых мер результативность в сфере борьбы с коррупцией значительно возросла.

Так, на 127% увеличилось количество протестов, принесенных на незаконные правовые акты, на 24% возросло количество внесенных транспортными прокурорами представлений и на 19,3% увеличилоськоличество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности.

Также выросло количество направленных материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и возбужденных по ним уголовных дел (15% и 28,6%).

В три раза увеличилось количество лиц, привлеченных по постановлению прокурора к административной ответственности.

Всего в 2013 году Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлено 2270 нарушений законов (АППГ - 1980), для устранения которых внесено186 представлений (АППГ - 150), по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 228 лиц (АППГ - 191), принесено 269 протестов на незаконные правовые акты (АППГ - 118), по результатам рассмотрения которых 258 незаконных актов отменено (АППГ - 133), в суд направлено 19 исковых заявлений (АППГ - 5), о недопустимости нарушения закона предостережено 59 лиц (АППГ - 40), к административной ответственности по постановлениюпрокурорапривлечено 58 лиц (АППГ- 19), направлено 22 материала для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (АППГ - 20), по данным материалам возбуждено 18 уголовных дел (АППГ- 14).

Транспортными прокурорами более эффективно стала использоваться такая мера профилактики нарушений в названной сфере, как предостережение (+47,5%).

Северо-Западной транспортной прокуратурой принимались меры к активизации работы по выявлению коррупционных административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) и ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего).

Вопросы повышения эффективности работы на данном направлении обсуждены 28.06.2013 на заседании коллегии Северо-Западной транспортной прокуратуры «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».

Транспортным прокурорам (на правах районных) направлялись информационные письма о практике применения прокурорами полномочий по привлечению к административной ответственности за совершение административных правонарушений и необходимости активизации принимаемых мер на указанном направлении.

Благодаря принятым мерам удалось добиться значительного повышения эффективности работы транспортных прокуроров (на правах районных) по привлечению к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Так, в 2013 году возбуждено 70 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ (в 2012 году всего 7) и тридела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ (АППГ - 2).

В 2013 году проведены проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции и государственной службе в Северо-Западном таможенном управлении (далее - СЗТУ), а также в региональных таможнях, в ходе которых выявлены многочисленные нарушения закона при предоставлении государственными служащими и сотрудниками указанных органов справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Вопреки требованиям ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) отдельными должностными лицами таможенных органов и СЗТУ Росграницы в справках не указывались полные, либо достоверные сведения о наличии транспортных средств, квартир, земельных участков, доходов от вкладов в банках, иных доходов (например, пособия и иные выплаты, полученные в связи с рождением детей; предоставлялись недостоверные сведения о площади квартир, находящихся в собственности; сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях указывались без указания типа счета, наименования и адреса местонахождения банка).

По фактам выявленных нарушений закона прокурорами Северо-Западной транспортной прокуратуры в СЗТУ, СЗТУ Росграницы, ЭКС и иные поднадзорные таможенные органы были внесены представления, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 58 должностных лиц.

Великолукской транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки в Себежской таможне установлены факты ненадлежащего исполнения установленных законодательством требований по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

При рассмотрении вопроса о несоблюдении требований обурегулировании конфликта интересов государственными служащими Себежской таможни начальнику этой таможни комиссией не было рекомендовано указать данным лицам о недопустимости нарушений требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По фактам выявленных нарушений закона Великолукской транспортной прокуратурой начальнику Себежской таможни внесено представление. По результатам его рассмотрения должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Ленинград-Финляндской транспортной прокуратурой в ходе проверкив Выборгской таможне выявлены нарушения требований законодательства о персональных данных.

В связи с данными нарушениями Ленинград-Финляндской транспортной прокуратурой в Выборгскую таможню внесено представление об устранении нарушений закона (по результатам его рассмотрения нарушения устранены).

Прокурорами Северо-Западной транспортной прокуратуры в 2013 году в ходе проверок исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в подразделениях Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу (далее – Управление, УТ МВД России по СЗФО) также выявлены многочисленные нарушения закона.

В нарушение требований ст. 44 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» кадровой службой Управления контроль за соблюдением гражданскими служащими установленных законом запретов и ограничений в полном объеме не обеспечивается; полнота и достоверность всех представленных служащими сведений о доходах не проверяется.

По выявленным нарушениям Северо-Западным транспортным прокурором начальнику УТ МВД России по СЗФО в ноябре 2013 года внесено 3 представления, по результатам рассмотрения которых, 28 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (в том числе начальник управления кадров и государственной службы Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу).

Подобные нарушения выявлены также Калининградской, Ленинград-Финляндской, Котласской, Калининградской, Мурманской и другимитранспортными прокуратурами.

Всего в 2013 году по выявленным нарушениям закона внесено 186 представлений (АППГ-150), по результатам рассмотрения которых, к дисциплинарной ответственности привлечено 228 должностных лиц(АППГ-191).

В органах внутренних дел на транспорте выявлены нарушения в части требований,предъявляемых к уровню образования сотрудников полиции и принятия кандидатов для прохождения службы.

Например, в Сыктывкарском ЛУ МВД России на транспорте, заместитель начальника следственного отдела (с дислокацией в г. Печора) не имеет высшего юридического образования. По данному факту Сыктывкарской транспортной прокуратурой внесено представление.

Аналогичные нарушения выявлены Великолукским, Костромской, Котласским и Мурманским транспортными прокуратурами, для их устранения приняты необходимые меры прокурорского реагирования.

Мурманской транспортной прокуратурой в Мурманском ЛО МВД РФ выявлены нарушения законодательства о службе в органах внутренних дел при проверке кандидатов на службу (которым было отказано в приеме на службу, а также принятым для ее прохождения).

Например, планы проведения проверок кандидатов для приема на службу утверждались ненадлежащим лицом, в отношении этих лиц не направлялись требования в ГИАЦ МВД России, не истребовались автобиографии, в отношении кандидатов не проводились проверки по учетам собственной безопасности.

Для устранения этих нарушений Мурманской транспортной прокуратурой в линейный отдел полиции внесено представление.

Вскрывались нарушения порядка проведения аттестаций сотрудников органов внутренних дел.

Так, Архангельской транспортной прокуратурой установлено, что в Архангельском ЛО МВД России на транспорте не была проведена аттестация при переводе начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупциина нижестоящую должность.

Этой же прокуратурой выявлен факт непрохождения внеочередной аттестации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 251. Так, в период проведения организационно-штатных мероприятий в МВД России сержант милиции уволен из Архангельского ЛОВДТ в связи с сокращением численности штатов. После завершения указанных мероприятийон без прохождения внеочередной аттестации был снова принят на службу и назначен на должность полицейского отдельной роты ППС Архангельского ЛО МВД России на транспорте.

Вологодской транспортной прокуратурой установлены нарушения сроков проведения плановой аттестации сотрудников Вологодского ЛО МВД России на транспорте.

Повсем этим фактам транспортными прокуратурами внесены представления начальникам линейных отделов транспортной полиции отделов.

Вскрыты многочисленные нарушения в работе аттестационныхкомиссий.

Так, приказомначальникаУТ МВД России по СЗФО утвержден состав аттестационной комиссии УТ МВД России по СЗФО. При этом, вопреки действующему законодательству, всостав этой комиссии не включены члены общественного совета УТ МВД России по СЗФО.

При проверке аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры в отряде мобильного особого назначения УТ МВД России по СЗФО, установлено, что с мая 2013 года заседания аттестационной комиссии проводились в отсутствие представителя правого подразделения, имеютсяфакты проведения комиссии в отсутствие кворума.

В связи с этим Северо-Западной транспортной прокуратурой начальнику УТ МВД России по СЗФО внесены два представленияи принесен протест напротиворечащий закону правовой акт. По результатам рассмотрения представлений 9 сотрудников привлечены к дисциплинарной ответственности, правовой акт приведен в соответствие с действующим законодательством.

Санкт-Петербургским транспортным прокурором принесен протест наприказначальника Санкт-Петербургского ЛУ МВД России на транспорте в связи с невключением в состав аттестационной комиссии представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (протест рассмотрен, внесены изменения в правовой акт).

Аналогичные нарушения устанавливались в Северном ЛУ МВД России на транспорте, в Котласском и Мурманском ЛО МВД России на транспорте, в связи с чем, принимались меры прокурорского реагирования.

Выявлялись нарушения требований закона и в деятельности комиссий по урегулирования конфликта интересов лиц, проходящих службу в органах внутренних дел.

Например, Северо-Западнойтранспортной прокуратурой принесен протест на приказ начальника УТ МВД России по СЗФО (об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов УТ МВД России по СЗФО и состава этой комиссии).

Так, вопреки требованиям закона в состав этой комиссии не включены представители научных организаций и образовательных учреждений, в составе комиссии менее одной четверти членов общественного совета, должности некоторых членов комиссии не соответствуютдействительности.

Кроме того, установлено, что в Псковском ЛО МВД России на транспорте комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия) не создана, порядок уведомления руководителя о возникшем конфликте интересов и уведомления об обращении в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений не разработаны.

В Вологодском ЛО МВД России на транспорте при проведении двух заседаний комиссии не принимали участие представители образовательных учреждений.

В этой связи транспортными прокурорами (на правах районных) приняты необходимые меры реагирования.

Выявлены случаи прохождения службы в одном и том же органе внутренних дел сотрудниками, состоящими между собой в близком родстве или свойстве, при этом их служба связана с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного из них другому.

Так, в Северном ЛУ МВД России на транспорте проходят федеральную государственную службу лица, отнесенные законодательством к категории близких родственников. Однако сзаявлением о возможности возникновения конфликта интересов в порядке, предусмотренном пунктом 2 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции», эти лица не обращались. Работодателем не приняты надлежащие меры по исключению фактов несоблюдения подчиненными требований к служебному поведению и возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определенном пунктами 3-5 ст. 11 указанного закона.

В связи с этим в УТ МВД России по СЗФО внесено представление, нарушения устранены.

В Ивановском и Вологодском ЛО МВД России на транспорте начальник отделения по делам несовершеннолетних Ивановского ЛО МВД России на транспорте и младший инспектор (по досмотру) группы по досмотру линейного пункта полиции в аэропорту г. Иваново являются отцом и дочерью. При этом начальник отделения является постоянным членом аттестационной комиссии.

В целях устранения этих нарушений Северо-Западной транспортной прокуратурой начальнику УТ МВД России по СЗФО внесено представление (акт реагирования рассмотрен, 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности).

Аналогичные факты выявлены в Северном ЛУ МВД России на транспорте, Санкт-Петербург-Финляндском, Новгородском и Вологодском ЛО МВД России на транспорте. По указанным фактам внесены представления, которые рассмотрены, нарушения устранены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Выявлялись факты ненадлежащего исполнения работниками территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (такие нарушения выявлены аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры, Архангельской, Карельской, Новгородской и Ярославской транспортными прокуратурами).

Например, аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры в ходе проверке в Северо-Западном управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление), установлено, что вопреки требованиямзакона государственными инспекторами Управления в справках о доходах за 2012 годне указаны адреса кредитных организаций, в которых открыты счета, вид и его валюта, точная дата открытия счетов.

По фактам указанных нарушений Северо-Западной транспортной прокуратурой в Управление внесено представление, по результатам рассмотрения которогодолжностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Количество и характер выявленных прокурорами нарушений в 2013 году:

о государственной службе – 1119 (АППГ– 780); о противодействии коррупции – 1070 (АППГ – 993); законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд – 29 (АППГ – 183); законодательства об осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора – 26 (АППГ – 0); законодательства при использовании государственного и муниципального имущества – 13 (АППГ - 11); законодательства о бюджете – 10 (АППГ - 4).

В истекшем периоде в органы предварительного расследования в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 22 материала (АППГ - 20), по которым возбуждено 18уголовных дел (АППГ - 14).

Так, Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ вСанкт-Петербургский следственный отдел на транспорте Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации направлен материал для решения вопроса об уголовном преследовании в отношении руководства Санкт-Петербургской дирекции материально-технического обеспечения Росжелнадзораснаба – филиала ОАО «РЖД», в действиях которых имеются признаки преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), по данному материалу проводится проверка.

В результате принятых мер по активизации работы транспортными прокурорами (на правах районных) и аппарата Северо-Западной транспортной прокуратуры в 2013 году возбуждено 70 дел об административном правонарушении (АППГ - 7), предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ.

Мурманской и Санкт-Петербургской транспортными прокуратурами в суды направлено 7 исковых заявлений об обязании сообщить представителю нанимателя (работодателя) по последнему месту службы государственного служащего о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы.

В 2013 году в следственные подразделения Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (далее - СЗСУТ СК России) поступило 296 сообщений о преступлениях коррупционной направленности (АППГ - 174), по результатам доследственных проверок возбуждено 219 уголовных дел (АППГ - 70), вынесено 48 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (АППГ - 59), 4 сообщения направлено по подследственности (АППГ - 10), процессуальные решения по 5 материалам – не приняты (АППГ- 4).

Большинство процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела приняты в связи с отсутствием состава, либо события преступления.

В рассматриваемый период процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе по сообщениям прошлых лет, отменялись транспортными прокурорами в 32 случаях (АППГ – 44).

Основаниями для отмены незаконных процессуальных решений, как правило, являлись неполнота прове­рочных мероприятий, неправильная квалификация, проведение проверки неуполномоченными лицами. Следователями выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела без установления имеющих значение обстоятельств. Зачастую постановления следователей не соответствуют требованиям законодательства в связи с отсутствием в них правовой оценки всем действиям, являющимся предметом проверки.

В 2013 году в следственных подразделениях УТ МВД России по СЗФО зарегистрировано 299 сообщений о преступлениях коррупционной направленности (АППГ – 267), по результатам их провероквозбуждено 101 уголовное дело (АППГ – 99). Отказано в возбуждении уголовного дела по 87 сообщениям о преступлениях (АППГ - 48). По результатам предварительного следствия с утвержденным обвинительным заключением в суды направлено 11 уголовных дел (АППГ – 28). Прокурорами Северо-Западной транспортной прокуратуры отменено, в том числе по материалам прошлых лет, 83 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела(АППГ - 48).

Следственными подразделениями Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено 219 уголовных дел данной категории (АППГ – 70).

Транспортными прокурорами в следственные подразделения Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в 2013 году постановления для решения вопроса об уголовном преследованиинаправлялись в десяти случаях (АППГ – 15), по материалам прокурорских проверок возбуждено 6 уголовных дел (АППГ – 11).

В 2013 году транспортными прокурорами в следственные подразделения УТ МВД России по СЗФО направлено 12 материалов прокурорских проверок в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании за преступления коррупционной направленности (АППГ – 5). По 11 этим материалам возбуждены уголовные дела (АППГ -5).

По результатам изучения уголовных дел коррупционной направленности, расследуемых следственными подразделениями СЗСУТ Следственного комитета Российской Федерации, руководителям следственных органов внесено 17 требований об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования (АППГ – 7) и 14 информаций об устранении нарушений закона (АППГ – 3).

Наиболее часто избираемой в 2013 году мерой пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых по таким уголовным делам являлась подписка о невыезде и надлежащем поведении. Вместе с тем наблюдается увеличение фактов избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также меры пресечения в виде залога.

В анализируемом периоде по результатам изучения уголовных дел коррупционной направленности, находившихся в производстве следственных подразделений УТ МВД России по СЗФО, руководителям следственных органов внесено 16 требований об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования (АППГ - 7).

В 2013 году транспортными прокурорами в суды направлено 66 уголовных дел указанной категории (АППГ – 43).

Проведенный анализ свидетельствует о том, что, по-прежнему, большинство раскрытых коррупционных преступлений составляет дача взятки (42 дела, направленных в суд), в то время как получение взятки выявляется гораздо реже (14 дел, направленных в суд).

При этом, в основном выявляются преступления, совершенные должностными лицами, занимающими невысокое должностное положение.

В 2013 году рассмотрено 67 уголовных дел в отношении 67 лиц (АППГ – 59 уголовных дел в отношении 66 лиц), из которых по 61 уголовному делу в отношении 61 лица вынесены обвинительные приговоры (АППГ – 44 уголовных дела в отношении 50 лиц). По нереабилитирующим основаниям судами прекращено 3 уголовных дела в отношении 3 лиц(АППГ – 9 уголовных дел в отношении 9 лиц), в отношении одного лица постановлен оправдательный приговор (АППГ – 3/3).

В рассматриваемом периоде в Северо-Западной транспортной прокуратуре проведено 3 координационных, 2 межведомственных совещания руководителей правоохранительных органов на транспорте и в таможенной сфере, посвященных вопросам выявления и пресечения коррупционных проявлений, а также 3 оперативных совещания при Северо-Западном транспортном прокуроре.

В целях проведения скоординированных мероприятий по выявлению, пресечению и предупреждению коррупционных преступлений и иных правонарушений налажено постоянное рабочее взаимодействие поднадзорных правоохранительных органов.

Создана и действует межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, а также Общественный совет по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и по противодействию коррупции, на заседаниях которых рассматривались вопросы, связанные с выявлением и расследованием преступлений коррупционной направленности и их профилактики. В 2013 году проведено 4 заседания рабочей группы и 4 заседания Общественного совета.

По результатам проведенного 25.09.2013 координационного совещания руководителей правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона «О состоянии законности при осуществлении деятельности по выявлению и расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в таможенной сфере, легализации доходов, приобретенных преступным путем и коррупционных преступлений» принято постановление, в котором отражены конкретные мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности, в том числе по борьбе с проявлениями коррупции.

В Северо-Западной транспортной прокуратуре практикуется проведение совместных проверок с поднадзорными правоохранительными органами в целях выявления и пресечения коррупционных проявлений. Так, по результатам проведенной Мурманским транспортным прокурором совместно с оперативными сотрудниками отдела «СЗФО-Т» 5 Управления («Р») ГУСБ МВД России проверки исполнения сотрудниками Мурманского ЛО МВД России на транспорте законодательства при привлечении граждан к административной ответственности установлен факт фальсификации протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ(действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене).

В связи с этим в Мурманском следственном отделе на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации зарегистрирован материал, по результатам доследственной проверки по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Данное процессуальное решение признано Мурманским транспортным прокурором законным и обоснованным.

Кроме того, Мурманским транспортным прокурором начальнику Мурманского ЛО МВД России на транспорте внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Прокурорами Северо-Западной транспортной прокуратуры проводились семинарские занятия с сотрудниками поднадзорных правоохранительных органов, на которых доведены требования законодательства о противодействии коррупции.

В исследуемом периоде временив следственные подразделения Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитетаРоссийской Федерации поступило 42 сообщения о преступлениях коррупционной направленности, совершенных работниками таможенных органов (АППГ – 36), 19 из которых соединены с ранее поступившими. По результатам рассмотрения данных сообщений были возбуждены 19 уголовных дел (АППГ – 11), принято 7 процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. После соединения в одно производство ряда уголовных дел, в производстве следователей находилось 29 дел рассматриваемой категории в отношении 31 сотрудника таможенных органов.

При этом 14 уголовных дел в настоящее время находятся в производстве.

По 5 уголовным делам 6 сотрудников таможенных органов осуждено, 1 уголовное дело в отношении 1 сотрудника таможенных органов находятся на рассмотрении в суде.

В 2013 году в следственные подразделения Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации поступило 2 сообщения о преступлениях коррупционной направленности, совершенных сотрудниками полиции (АППГ – 6), по которым возбуждено 2 уголовных дела (АППГ – 3). В производстве следователей находилось 3 дела рассматриваемой категории в отношении 3 сотрудников полиции.

Инспекцией кадров органов внутренних дел на транспорте в анализируемом периоде проведена 1 служебная проверка в отношении должностного лица УТ МВД России по СЗФО (АППГ- 1).

По результатам служебной проверки полицейский, получивший денежные средства за непринятие мер по привлечению к административной ответственности иностранного гражданина (при нарушении правил пребывания на территории Российской Федерации), был уволен из органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» Северо-Западной транспортной прокуратурой регулярно проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления 11 субъектов Северо-Западного транспортного региона и 3 Центрального транспортного региона (Ивановская, Костромская и Ярославская области) в части осуществления ими правового регулирования в сфере железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, а также в таможенной сфере.

В 2013 году Северо-Западной транспортной прокуратурой изучено 86 нормативных правовых акта (АППГ - 144) в сфере транспорта и таможни на наличие коррупциогенных факторов, выявлено 14 коррупциогенных факторов (АППГ- 5), в связи с чем внесено 5 требований (рассмотрены и удовлетворены), принесено 4 протеста (АППГ – 0), в суд направлено заявление (АППГ – 1), по результатам рассмотрения которого нормативный правовой акт признан противоречащим действующему законодательству.

В четвертом квартале 2013 года выявлено 3 нормативных правовых акта органов государственной власти, не соответствующих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы.

Так, постановлением Правительства Калининградской области от 01.04.2013 № 199, установлен порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение недополученных доходов открытому акционерному обществу «Калининградская пригородная пассажирская компания» в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения (далее – Порядок).

Данный Порядок не определял необходимые цели предоставления субсидий, порядок их возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, либо не использованных в отчетном финансовом году, также в нем отсутствовали положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Аналогичные коррупциогенные факторы выявлены в нормативном правовом акте, о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении Новгородскойобласти.

В связи с этими нарушениями Северо-Западной транспортной прокуратурой направлены требования губернаторам Калининградской и Новгородской областей (удовлетворены).

Кроме того, Северо-Западной транспортной прокуратурой принесен протест на отдельные положения постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 28.12.2007 № 279-п «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Ненецком автономном округе» (далее – Постановление).

В п. 10 Постановления не содержится указания на необходимость прохождения маломерными судами государственной регистрации, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления).

Протест Северо-Западной транспортной прокуратуры удовлетворен.

В целях повышения эффективности надзора на рассматриваемом направлении районным транспортным прокурорам направленоинформационное письмо о недостатках надзорной деятельностирайонных транспортных прокуратур при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

В Северо-Западном транспортном регионе оперативная обстановка характеризуется наличием значительного количества международных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и участком границы с Республикой Беларусь, являющейся членом Таможенного союза. Высокая доходность преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, вызывает стремление организованных преступных групп осуществлять незаконное перемещение товаров через пункты пропуска. Совершение преступлений в сфере ВЭД невозможно без содействия должностных лиц органов таможни, в связи с чем, поднадзорные правоохранительные органы внутренних дел на транспорте и таможенные органы, в том числе подразделения собственной безопасности нацелены на выявлениеорганизованных групп и всех лиц, причастных к организации и функционированию схем преступной деятельности. Для этого налажен необходимый обмен информацией с другими оперативными органами.

Органами внутренних дел на транспорте принимаются меры по противодействию коррупционным преступлениям, совершаемым организованными преступными группами. Вместе с тем, данные меры не отвечают имеющейся криминогенной ситуации в данной сфере.

Северо-Западной транспортной прокуратурой для устранения факторов, способствующих коррупции, налажено взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, государственными учреждениями, службами.

Анализ результатов проведенных проверок показал, что одним из основных факторов, снижающих эффективность выявления коррупционных преступлений в таможенной сфере являются последствия проведенной реорганизации подразделений службы по противодействию коррупции. Так, несмотря на заполнение штата СПК СЗТУ в 2013 году значительная часть вновь принятых на службу сотрудников не имеет необходимого опыта проведения оперативно-розыскной деятельности.

При выявлении и раскрытии коррупционныхпреступлений и реализации оперативных материалов у подразделений органов МВД России на транспорте и таможенных органов возникают проблемы, связанные с недостаточным уровнем профессиональной подготовки и квалификации оперативных сотрудников. Данное обстоятельство наиболее характерно для подразделений ЭБиПК линейных отделов органов внутренних дел на транспорте и региональных отделов СПК СЗТУ.

В 2013 года вопросы осуществления ОРД в рассматриваемой сфере явились предметом обсуждения на координационных и межведомственныхсовещаниях руководителей правоохранительных органов на транспорте и в таможенной сфере и заседаниях межведомственной рабочей группы при Северо-Западном транспортном прокуроре. По результатам проведенных заседаний разработаны конкретные мероприятия, направленные на улучшение состояния законности при проведении ОРД и повышение ее эффективности и результативности.

В частности, 24.10.2013 и 26.12.2013 проведены совместные учебно-методические мероприятия, в том числе связанные с проведением ОРМ, на которых присутствовали руководители оперативных подразделений и служб УТ МВД России по СЗФО, сотрудники линейных подразделений по Северо-Западному федеральному округу, а также подразделений региональных таможен и их органов по противодействию коррупции.

Основными факторами, влияющими на эффективность борьбы с коррупцией, являются несоблюдение требований закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий, нарушения уголовно-процессуального законодательства, в частности, несвоевременное возбуждение уголовных дел, просчеты в расследовании, отсутствие должного взаимодействия на стадии выявления преступлений и предварительного расследования между правоохранительными органами.