Новости

Предлагаем вашему вниманию интервью Санкт-Петербургского транспортного прокурора Дениса Шевченко
  Текст
  1 Изображения
   

Транспортный прокурор Денис Шевченко: «Особое внимание мы уделяем безопасности перевозок»

На что чаще всего жалуются пассажиры и какие проверки перевозчиков проводит профильное надзорное ведомство? Санкт-Петербургский транспортный прокурор Денис Шевченко пояснил, как ведется борьба с нарушениями на транспорте и в чем особенность такой работы.

– За что отвечает транспортная прокуратура?

– Мы ведем надзор в сфере, связанной с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием транспорта. Речь о железнодорожном, воздушном и водном транспорте. А также следим за работой органов госконтроля, ведомственными поликлиниками, учебными заведениями, которые готовят специалистов в этой сфере. Кроме того, ведем надзор за Балтийской, Пулковской, Санкт-Петербургской и Северо-Западной электронной таможнями. Отмечу, что Балтийская таможня является крупнейшей морской пограничной таможней в Российской Федерации, которая она дает около 70 процентов от общего дохода, перечисляемого Северо-Западным таможенным управлением в федеральный бюджет. Также прокуратурой ведется надзор за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте. И, конечно, продолжаем борьбу с коррупцией.

Санкт-Петербургская транспортная прокуратура является базовой. Помимо основной работы тут проходят стажировку молодые сотрудники прокуратуры.

– Железнодорожный, морской и другие типы транспорта. Какая сейчас обстановка?

– Ввиду пандемии пассажирские морские перевозки не осуществляются в принципе. В то же время внимательно следили за исполнением требований закона туристическими перевозчиками, которые катают гостей города по рекам и каналам.

На воздушном транспорте проверяли предприятия, занятые ремонтом и техническим обслуживанием самолетов, а также соблюдение прав пассажиров. По всем без исключения задержкам авиарейсов и авиационным инцидентам ведутся проверки. Надо сказать, что 90 процентов обращений связано как раз с задержками рейсов. Также проверили авиаперевозчиков, не использует ли кто-то контрафактные некачественные детали и узлы в своих воздушных судах. К счастью, нарушений тут не выявлено.

Самые массовые перевозки идут по железной дороге. Естественно, особое внимание мы уделяем безопасности перевозок, в частности соблюдению антиковидных мер и прав пассажиров.

– Где отмечается больше всего нарушений? Что часто становится причиной нарушения?

– В прошлом году около полутора тысяч нарушений выявлено только на объектах транспорта. Железнодорожный – 668, водный – 428, воздушный – 314. Более 250 виновных должностных лиц привлечены к дисциплиной ответственности. Если сравнивать с прошлыми годами, можно отметить некоторое снижение количества нарушений.

Чаще всего причиной выявляемых прокуратурой нарушений является непроведение своевременного ремонта либо техобслуживания объектов транспортной инфраструктуры, непринятие своевременных мер в связи с изменениями действующего законодательства.

Серьезную помощь нам оказывают пассажиры. Благодаря такой обратной связи мы, что называется, держим руку на пульсе.

– В каких случаях и с чем чаще всего обращаются в прокуратуру?

– Нередко это касается нарушения трудовых прав работника или качества, срыва сроков поездки. Чтобы максимально оперативно реагировать на обращения, руководство транспортной прокуратуры ежедневно ведет личный прием граждан.

Отмечу при этом, что личные встречи позволяют наиболее оперативно принимать меры, защищать нарушенные права. Например, по обращению работника одного из локомотивных депо города прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что работнику недоплачивали за работу во вредных или опасных условиях. После нашего вмешательства нарушение устранено.

В этом году был рост обращений из-за шума от самолетов при взлете и посадке. Летом мы даже организовали горячую линию по этому вопросу. В этом вопросе мы, к сожалению, столкнулись со стеной непонимания. Подавляющее большинство тех, кто жаловался на шум, на просьбу зайти в квартиру, чтобы замерить шумы, ответили отказом. В итоге мы нашли выход. Разбили на квадраты районы, откуда поступала информация о чрезмерном шуме, искали активных жителей, которые разрешали замерить уровень шума. В результате удалось принять меры и частично снизить шум в ночное время. Но это комплексная проблема, необходимо поставить вопрос не только к авиакомпаниям, но и к застройщикам, управляющим компаниям, которые обязаны учитывать особенности расположения жилых домов вблизи аэропорта. Например, заняться шумоизоляцией здания и т.п. Эта проблема остается на нашем контроле.

От горожан приходит немало обращений по поводу недобросовестных предпринимателей, которые занимаются сдачей в аренду гидроциклов людям, не имеющим как опыта, так и прав на управление. Такие предприниматели составляют договор аренды так, что вся ответственность ложится на арендатора. Совместно с полицией мы занимались этой проблемой в 2021 году и готовимся решить эту проблему в следующий сезон.

– Как построена борьба с преступностью и коррупцией на транспорте?

– Особое внимание уделяется противодействию хищению личных вещей пассажиров и других преступлений, совершенных на транспорте. Прокуратура контролирует соблюдение закона на всех стадиях расследования, при необходимости мы прилагаем усилия для активизации следствия.

Расследование всех уголовных дел коррупционной направленности контролируется прокурором лично. Приведу пример: в октябре 2021 года суд с учетом представленных государственным обвинителем Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой доказательств установил, что в мае 2017 года студент ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» передал преподавателю взятку в размере 70 тысяч рублей за содействие в поступлении в университет без проведения соответствующих вступительных испытаний, чтобы впоследствии стать псевдоспециалистом в области воздушного транспорта. Судом вынесен обвинительный приговор.

– Расскажите об оперативно-розыскной работе на транспорте.

– Эта работа связана с секретными данными. Уполномоченные прокуроры, допущенные к работе с такими документами, ведут надзор за обоснованностью заведения или прекращения розыска, соблюдением конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий. При выявлении нарушений принимаются меры прокурорского реагирования, в том числе к реализации собранных материалов для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. На постоянной основе в ходе координационной деятельности принимаются меры для надлежащего взаимодействия оперативников и следователей в целях скорейшего раскрытия совершенных преступлений, представляющих особую сложность. К примеру, прокуратура в результате принимаемых координационных мер обеспечила завершение расследования и утвердила обвинительное заключение в отношении нескольких человек, которые занимались контрабандой субпродуктов домашних кур в Китай и Вьетнам. В декабре прошлого года суд вынес обвинительный приговор в отношении всех подсудимых с назначением наказания в виде пяти лет лишения свободы.

– Сегодня отмечается 300-летие со дня основания прокуратуры. По вашему мнению, с какими результатами к этой дате приходят органы прокуратуры?

– Памятная дата 300-летия прокуратуры России совпадает с 15-летием с момента воссоздания системы транспортных прокуратур. Этим решением генеральным прокурором была определена особая роль транспортных прокуратур в системе органов прокуратуры России.

За этот 15-летний период прокуратурой проведена большая работа, чтобы защитить права пассажиров и работников транспортной сферы, ведется работа по минимизации задержек транспорта, обеспечению безопасности и т.д.

Стоит отметить, что в прошлом году оператором аэропорта под контролем транспортной прокуратуры были приняты беспрецедентные меры обеспечения безопасности полетов. Так, в Санкт-Петербурге в тестовом режиме начали применяться ведущие зарубежные и новейшие российские разработки автоматического обнаружения, идентификации и отпугивания птиц в зоне выполнения взлетно-посадочных операций в аэропорту Пулково.

Кроме того, в декабре 2021 года утверждена приаэродромная территория, возлагающая на представителей наземных организаций обязанности о принятии дополнительных мер по обеспечению безопасности полетов.

В этой связи любое обращение в части обеспечения безопасности как воздушного пространства, так и водного или по вопросам соблюдения требований при эксплуатации железнодорожного транспорта, предоставления пассажирам качественных услуг в сфере транспорта не останется без внимания. Любой заявитель, обратившийся на личный прием к прокурору, получит квалифицированную помощь. По каждому обращению, требующему проверки, будет подготовлен ответ и при наличии оснований приняты меры прокурорского реагирования.

Распечатать Архив новостей