История

  • 16 апреля 2021, 16:08
Историческая справка Уральской транспортной прокуратуры
  Текст

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Уральской транспортной прокуратуры

 

Специализированный прокурорский надзор в таможенной сфере и за путями сообщения стал осуществляться с издания 12 января 1722 года Петром I Указа об образовании прокуратуры в лице прокурора Коммерц-коллегии Сената  и прокурора Камер-коллегии Cената, учрежденных в 1718 году. Коммерц-коллегия ведала торговлей, морскими и пограничными таможнями, а также устройством путей сообщения - сухопутных и водных. В подчинении Камер-коллегии, ведавшей в целом государственными доходами, до 1740 года находились внутренние таможни. Она также ведала строительством казенных дорог и мостов.  В 1740 году руководство всеми таможенными органами стала осуществлять только Коммерц-коллегия.Специ

На местах за деятельностью органов губернского управления, которые ведали таможенными вопросам и путями сообщения, надзирали территориальные губернские прокуроры, а с 1764 г. – также провинциальные прокуроры.

В Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. предусматривались должности военных прокуроров при военно-транспортных трибуналах. Такие прокуроры назначались в регионах, в которых территориальные - губернские прокуратуры еще не были созданы, либо там, где транспорт был выведен из-под их надзора. С 1 января 1923 г. введено в действие Положение о судоустройстве РСФСР. В нем, наряду с единой судебной системой, было предусмотрено «временное» существование специальных судов, в т.ч. и военно-транспортных трибуналов, которые в основном рассматривали уголовные дела, расследовавшиеся транспортными отделами (ТО) ГПУ.

Во вновь образованном Верховном Суде СССР первоначально действовала военно-транспортная коллегия, однако в 1926 г. она была упразднена. В новом Положении о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 г. военно-транспортные трибуналы уже не были предусмотрены. В связи с упразднением специальных судов на транспорте временно прекратили свое существование и транспортные прокуратуры. Прокурорский надзор в сфере транспорта в полном объеме был возложен на территориальные прокуратуры.

Вновь необходимость в специализированном прокурорском надзоре на транспорте возникла в начале 30-х годов прошлого века в ходе начавшейся индустриализацией страны и резко возросшей роли железнодорожного и водного транспорта. 27 ноября 1930 г. в целях усиления борьбы с преступлениями на железных дорогах, в том числе злостными нарушениями трудовой дисциплины, правил эксплуатации и движения железнодорожного транспорта, выпуском в эксплуатацию некачественно отремонтированного подвижного состава и иного транспортного оборудования, простоями вагонов, ЦИК и СНК СССР постановил образовать при краевых (областных) судах по месту дислокации дирекций железных дорог железнодорожные линейные суды. Для расследования дел данной категории соответствующими краевыми (областными) прокуратурами выделялись специальные следователи, а для надзора за следствием - специальные прокуроры. Руководство деятельностью этих прокуроров возлагалось на Прокуратуру Верховного суда Союза ССР.

В ходе первой пятилетки железнодорожной транспорт с трудом справлялся с возложенными на него задачами, как по причине технической отсталости, так и в силу недостаточной организации его работы, нехватки квалифицированных кадров, их большой текучести. Для устранения этих недостатков в 1932-33 годах был принят ряд мер по изменению системы управления железными дорогами, закреплению кадров и укреплению трудовой дисциплины.

Изменения на железнодорожном транспорте коснулись и транспортных прокуратур железных дорог, действовавших на основании постановления ВЦИК и СНК от 27 ноября 1930 г. 27 августа 1933 г. было принято решение о выведении их из состава территориальных прокуратур и включении непосредственно в систему вновь образованной 20 июня 1933 г. Прокуратуры Союза ССР. Согласно утвержденному в декабре 1933 года «Положению о Прокуратуре Союза ССР» в качестве структурных подразделений в Прокуратуру Союза ССР вошли военная прокуратура и транспортная прокуратура. Систему транспортной прокуратуры составляла Главная транспортная прокуратура (в 1936г. преобразована в Главную прокуратуру железнодорожного транспорта) и подчиненные ей транспортные прокуратуры железных дорог. Таким образом, в этот период сложились и действовали вплоть до начала Великой Отвечественной войны две самостоятельных системы транспортных прокуратур железных дорог: транспортные прокуратуры, подчиненные Главной транспортной прокуратуре, и военные транспортные прокуратуры, подчиненные Главной военной прокуратуре, в которой действовал транспортный отдел.

Аналогичным образом проходило реформирование системы управления водным транспортом и организация на нем прокурорского надзора. В 1931 г. согласно постановлению ЦК ВКПб и СНК СССР было образовано 15 пароходств. 7 июня 1934 г. ЦИК и СНК СССР принято постановление об образовании самостоятельных транспортных прокуратур морских и речных бассейнов. Наиболее важные из них комплектовались и подчинялись непосредственно Прокуратуре Союза ССР, для чего из Главной транспортной прокуратуры был выделен самостоятельный сектор водного транспорта - водная прокуратура. Остальные водные транспортные прокуратуры находились в системе прокуратур союзных республик.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1936 г. все водные транспортные прокуратуры были переданы в непосредственное подчинение Прокуратуры Союза ССР, где была образована Главная прокуратура водного транспорта (в дальнейшем - Главная прокуратура морского и речного флота). На всех работников водных транспортных прокуратур распространялся порядок наложения дисциплинарных взысканий, установленный для работников водного транспорта. Ставки заработной платы были приравнены к ставкам соответствующих работников наркомата водного транспорта. Это постановление не распространялось на военные прокуратуры водного транспорта, которые входили в систему военной прокуратуры и подчинялись Главной военной прокуратуре.

Во время Великой Отечественной войны все транспортные прокуратуры стали военными и подчинялись Главной военной прокуратуре железнодорожного транспорта и Главной военной прокуратуре морского и речного флота. В 1948 г. все транспортные прокуратуры перестали быть военными, в связи с чем, было произведено увольнение из Вооруженных Сил СССР в запас военнослужащих, проходивших в них службу. Лицам, продолжившим службу в транспортных прокуратурах, взамен воинских званий были присвоены классные чины.

Раздельно прокуратуры железнодорожного и водного транспорта работали до 1953 года. 24 июня 1953 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объединении линейных судов железнодорожного и водного транспорта, прокуратур железнодорожного и водного транспорта, а также железнодорожной коллегии и водно-транспортной коллегии Верховного Суда СССР». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.05.1955 утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, ст. 45 которого устанавливала образование транспортных прокуратур округов, железных дорог, водных бассейнов и участков на железнодорожном и водном транспорте.

В связи с чем, приказом Генерального прокурора СССР № 162 от 26.06.1953 прокуратуры железнодорожного транспорта и морского и речного флота объединены, все транспортные прокуратуры были объединены в единую систему Главной транспортной прокуратуры в составе Прокуратуры Союза ССР.

  • С 05.10.1953 по 20.05.1960 прокуратуру Свердловской железной дороги возглавлял Волков Борис Петрович, 1900 г.р.

05 ноября 1980 года приказом Генерального прокурора СССР № 46 «Об организации работы транспортных прокуратур» восстановлена система и определена компетенция транспортных прокуратур.

Приказом Генерального прокурора СССР № 548-Л от 01.10.1980 в городе Свердловске создана Уральская транспортная прокуратура, приравненная к прокуратуре области.

В 1960 году Главная транспортная прокуратура и нижестоящие транспортные прокуратуры в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1960 года были упразднены. Прокурорский надзор в сфере транспорта вновь передан в территориальные органы прокуратуры. Однако в Указе отмечалось, что в необходимых случаях по решению Генерального прокурора СССР на железнодорожном и водном транспорте могут создаваться самостоятельные прокуратуры на правах районных прокуратур с подчинением их соответствующим территориальным прокурорам.

  • С 1980 по 1989 гг. Уральскую транспортную прокурору возглавлял государственный советник юстиции 3 класса Нетунаев Александр Иванович, 1927 г.р.

До 1984 года в состав Уральской транспортной прокуратуры входили 9 районных транспортных прокуратур: Свердловская, Серовская, Егоршинская, Нижнетагильская, Пермская, Северокамская, Чусовская, Сургутская, Тюменская.

В 1986 году приказом Генерального прокурора СССР № 367-Л от 12.05.1986 созданы Новоуренгойская (г. Новый Уренгой) и Тюменская авиатранспортная прокуратуры (г. Тюмень).

С 1986 года в состав Уральской транспортной прокуратуры входило 12 районных транспортных прокуратур, расположенных на территории 3-х субъектов Российской Федерации (Свердловская, Тюменская и Пермская области): Свердловская, Серовская, Нижнетагильская, Егоршинская, Пермская, Чусовская, Северокамская, Тюменская, Тюменская авиатранспортная, Обь-Иртышская, Сургутская, Новоуренгойская.

  • В 1989 году Уральским транспортным прокурором назначен Зуев Вячеслав Иванович, 1938 г.р., который руководил прокуратурой до 1996 года.

В 1990 году отдел общего надзора был переименован в отдел по надзору за исполнением законов на транспорте. Отдел осуществлял надзор за исполнением законов предприятиями транспорта.

В 1992 году бухгалтерия была переименована в отдел планирования, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности, а хозяйственный отдел - в отдел материального обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта

С 1993 года Уральская транспортная прокуратура стала осуществлять надзор за исполнением законов таможенными органами, в связи с чем в результате проведенных организационно-штатных мероприятий дополнительно введены 2 должности: старший помощник и помощник прокурора.

В 1996 году приказами Генерального прокурора РФ № 177Ш от 13.06.1996 и № 184Ш 25.06.1996 ликвидированы Тюменская авиатранспортная, Обь-Иртышская и Северокамская транспортные прокуратуры.

Таким образом с 1996 года в состав Уральской транспортной прокуратуры входили 9 районных транспортных прокуратур.

  • С ноября 1996 года Уральской транспортной прокуратурой руководил государственный советник юстиции 2 класса Коротков Николай Николаевич, 1950 г.р.

В 1997 году приказом Генерального прокурора РФ N 275Ш от 14.10.1997 в аппарате Уральской транспортной прокуратуры был образован отдел по расследованию особо важных дел.

Таким образом в структуру Уральской транспортной прокуратуры вошли: отдел особого и общего делопроизводства, отдел кадров, отдел по надзору за исполнением законов на транспорте, отдел по надзору за расследованием преступлений, отдел по расследованию особо важных дел, таможенный отдел, отдел по рассмотрению в судах уголовных, гражданских дел, отдел планирования, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности, отдел материального обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта.

22.01.2001 года приказом № 2 Генерального прокурора РФ «Об изменении организации прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах и реорганизации транспортных прокуратур» аппарат Уральской транспортной прокуратуры был ликвидирован.

Транспортные прокуратуры (на правах районных), которые находились в подчинении Уральской транспортной прокуратуры, перешли в подчинение в прокуратуры субъектов Российской Федерации.

  • Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11.05.2007 № 84 Уральская транспортная прокуратура вновь образована с 01.06.2007., которую возглавил государственный советник юстиции 2 класса Кукушкин Павел Павлович, 1955 г.р.
  • 06.12.2019 Указом Президента Российской Федерации Уральским транспортным прокурором назначен государственный советник юстиции 3 класса Герасименко Александр Владимирович, 1963 г.р.
  • 30.06.2020 Указом Президента Российской Федерации Уральским транспортным прокурором назначен государственный советник юстиции 3 класса Дроздецкий Владимир Анатольевич, 1975 г.р.
Распечатать