Прокурор разъясняет

  • 5 декабря 2024, 11:04
Об отдельных вопросах применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
  Текст

ЭКСПРЕСС-ОБЗОР Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации (№ 10, октябрь 2024 г.)

Обзор судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопросы квалификации административных правонарушений.

1. Расчеты наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации между юридическим лицом – резидентом и физическим лицом – нерезидентом являются незаконной валютной операцией, совершение которой квалифицируется по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, за исключением случаев, когда возможность осуществления соответствующих расчетов предусмотрена Федеральным законом «О валютном регулировании
и валютном контроле».

2. Получение юридическим лицом (резидентом) от гражданина-нерезидента валюты Российской Федерации в качестве исполнения обязательства по возврату займа, минуя счет в уполномоченном банке, подлежит квалификации как незаконная валютная операция, совершение которой образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

3. Действия юридического лица (резидента) по отчуждению наличных денежных средств иностранному гражданину (нерезиденту) под видом займа физическому лицу, которые, по существу, представляют собой расчеты с иностранной компанией (нерезидентом) по договору аренды, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

4. Выплата юридическим лицом (резидентом) иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы, стипендии в валюте Российской Федерации, в том числе в случае уклонения данного гражданина от подачи заявления на открытие счета и на оформление банковской карты для получения заработной платы, иных выплат, является незаконной валютной операцией, осуществление которой образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

5. Резидент подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в случае нарушения порядка учета в уполномоченном банке контракта,
во исполнение которого им осуществлялись валютные операции.

6. При рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении резидента к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, следует учитывать, имеется ли во внешнеторговом контракте условие
о перечислении денежных средств на счет третьего лица.

7. Перевод резидентом денежных средств на банковский счет нерезидента, совершенный в отсутствие доказательств, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств по оказанию услуг
по внешнеторговому контракту, образует состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

8. Получение исполнителем (резидентом) валюты
по внешнеторговому контракту в качестве возмещения ему заказчиком (нерезидентом) местных расходов, возникающих в связи с сооружением, реконструкцией или модернизацией резидентом объектов за пределами территории Российской Федерации, в период строительства, реконструкции или модернизации таких объектов без использования счета
в уполномоченном банке не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

9. Нарушение требования об осуществлении юридическим лицом (резидентом) валютных операций через банковские счета
в уполномоченных банках не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в случае отказа уполномоченных банков Российской Федерации в открытии данному юридическому лицу банковского счета для осуществления расчетов
с нерезидентами в иностранной валюте во исполнение заключенного контракта, поскольку такой отказ свидетельствует об отсутствии вины юридического лица и его должностного лица в допущенном нарушении.

10. Невозвращение резидентом в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных им нерезиденту за не ввезенные товары, в связи
с прощением резидента долга нерезиденту образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

11. В случае исполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому контракту в части, оплаченной авансом, резидент не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, за невозвращение денежных средств, уплаченных нерезиденту в качестве аванса.

12. Невозвращение в Российскую Федерацию резидентом излишне перечисленных нерезиденту денежных средств в связи с ввозом
в Российскую Федерацию товаров в меньшем количестве, чем предусмотрено внешнеторговым контрактом, образовавшемся в результате естественной убыли товара, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

13. Об отсутствии вины юридического лица – резидента в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, свидетельствует принятие им всех зависящих от него мер для получения или возврата денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары.

14. Непредставление резидентом отчета о движении денежных средств по открытому за пределами Российской Федерации счету, который не относится к категории банковских счетов в связи с тем, что он предназначен для учета прав на ценные бумаги, а не отражения операций с денежными средствами, не подлежит квалификации по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

15. При решении вопроса о привлечении резидента к административной ответственности, установлено ч. 61-63 ст. 15.25 КоАП РФ, нарушение установленных сроков представление отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета
с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов определяется из числа рабочих дней.

Давность привлечения к административной ответственности.

16. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и выражающегося в получении физическим лицом (резидентом) наличных денежных средств от нерезидента, минуя счет в уполномоченном банке, исчисляется со дня совершения соответствующей валютной операции, а не с момента ее обнаружения уполномоченным должностным лицом, поскольку такое правонарушение не является длящимся.

17. В случае если срок возврата денежных средств, уплаченных нерезиденту за товар, не ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации, условиями данного контракта не определен, а срок поставки товара в контракте определен периодом со дня, следующего за днем осуществления авансового платежа, течение срока давности привлечения к административной ответственности при невозвращению в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных покупателем (нерезидентом) за неввезенный товар, начинается по окончании установленного договором срока на поставку товара.

18. В случае выявления при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия двух или более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, административный штраф назначается исходя из суммы всех незаконный валютных операций.

19. Совершение каждой незаконной валютной операции образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

В случае выявления данных административных правонарушений при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия производства по таким административным правонарушениям согласно ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ подлежит объединению с назначением должностному лицу одного административного наказания, которое подлежит исчислению из суммы всех незаконных валютных операций, но не более максимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 15.25 названного Кодекса для указанных субъектов.

20. Постановление административного органа о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесенное до принятия закона, смягчающего административную ответственность за совершение данного правонарушения, не подлежит исполнению в части размера наказания, превышающего установленный таким законом размер, если оно не было исполнено на момент вступления в силу указанного закона.

21. Административное наказание юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, отнесенные к малым предприятиям (в том числе к микропредприятиям), за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 63-1 ст. 15.25 КоАП РФ, назначается с учетом положений ч. 2 ст. 4.12 названного Кодекса, а не положениями ч. 1 данной статьи, поскольку санкция ч. 63-1 ст. 15.25 КоАП РФ не предусматривает административное наказание для индивидуальных предпринимателей.

 

Отдел по надзору за исполнением законодательства в таможенной сфере