История

12 января 1722 года Петр I издал Указ об образовании Российской прокуратуры, который гласил: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Суть самой должности прокурора Пётр I выразил следующим образом: «Сей чин яко око наше, стряпчий по делам государственным».

Специализированный прокурорский надзор в таможенной сфере и за путями сообщения стал осуществляться прокурорами Коммерц-коллегии и Камер-коллегии Сената. Коммерц-коллегия ведала торговлей, морскими и пограничными таможнями, а также устройством путей сообщения - сухопутных и водных.

28 мая 1922 года в составе Народного комиссариата юстиции была образована Государственная прокуратура.

Необходимость в специализированном прокурорском надзоре на транспорте возникла в начале 30-х годов прошлого века в ходе индустриализации страны, когда роль железнодорожного и водного транспорта стала гораздо весомее, нежели раньше.

27 ноября 1930 года для усиления борьбы с преступлениями на железных дорогах, в том числе злостными нарушениями трудовой дисциплины, правилами эксплуатации и движения железнодорожного транспорта, выпуском в эксплуатацию некачественно отремонтированного подвижного состава, ЦИК и СНК СССР постановили образовать при краевых (областных) судах по месту дислокации дирекций железных дорог железнодорожные линейные суды. Для расследования дел данной категории соответствующими краевыми (областными) прокуратурами выделялись специальные следователи, а для надзора за следствием - специальные прокуроры, руководство деятельностью которых возлагалось на Прокуратуру Верховного суда Союза ССР (предшественницу Прокуратуры Союза ССР).

Согласно утвержденному в декабре 1933 года «Положению о Прокуратуре Союза ССР» в качестве структурных подразделений в Прокуратуру Союза ССР вошли военная и транспортная прокуратуры.

Великая Отечественная война потребовала милитаризации транспортного хозяйства, и работа железнодорожной прокуратуры также стала перестраиваться на военный лад. С 1941 по 1948 годы транспортные прокуратуры были преобразованы в военные прокуратуры с передачей их в ведение Главной военной прокуратуры Красной Армии.

24 июня 1953 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объединении линейных судов железнодорожного и водного транспорта, прокуратур железнодорожного и водного транспорта, а также железнодорожной коллегии и воднотранспортной коллегии Верховного Суда СССР». Таким образом, все транспортные прокуратуры объединялись в единую систему Главной транспортной прокуратуры в составе Прокуратуры Союза ССР.

Транспортные прокуратуры являлись частью транспортной системы страны. Они осуществляли свои полномочия по исполнению законов о безопасности движения, сохранности перевозимых грузов, надзора за хозяйствующими субъектами, организациями, соблюдением прав и свобод граждан предприятиями железнодорожного, воздушного, речного и морского транспорта, расследовали уголовные дела по преступлениям, совершенным непосредственно на объектах транспорта.

В отличие от территориального принципа, который используется для размещения правоохранительных органов, транспортные прокуроры выполняли свои обязанности в тех же условиях, в которых находились транспортные предприятия, что предопределяло их профессиональную компетентность, мобильность, постоянную готовность действовать в экстремальных ситуациях. Учитывая специфику работы транспортных предприятий, сотрудники прокуратур проходили специальную подготовку на знание основных действующих на транспорте нормативных документов с последующей сдачей экзаменов.

Таким образом, роль транспортных прокуратур и значение их деятельности тесным образом связаны с вопросами транспортной безопасности страны.

В 1960 году транспортные прокуратуры были упразднены, а их функции переданы территориальным органам прокуратуры.

30 ноября 1979 года был принят закон «О прокуратуре СССР», в котором было закреплено, что в систему органов прокуратуры СССР наряду с территориальными, входят и транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, районным и городским прокуратурам. Этот закон явился правовым основанием для возрождения единой системы транспортных прокуратур.

Учитывая оправданность создания и положительные результаты работы районных транспортных прокуратур, приказом Генерального прокурора СССР № 46 от 5 ноября 1980 года «Об организации работы транспортных прокуратур» на железнодорожном, водном и воздушном транспорте были созданы транспортные прокуратуры на правах областных. Со временем возникла необходимость в перестройке всей системы специализированных прокуратур.

Приказом Генерального прокурора РФ от 12 апреля 2001 года № 23 надзор за исполнением законов в аппаратах таможенных управлений, управлений внутренних дел на транспорте, управлений железных дорог, воздушного, водного и автомобильного транспорта, морских и речных пароходств, бассейновых инспекций, а также морских и речных регистров был возложен на прокуроров тех субъектов Федерации, на территории которых находились все вышеперечисленные органы.

Таким образом, функции транспортных прокуратур были переданы прокурорам субъектов РФ, но, в конечном итоге, время и практика исполнения и применения законов все расставили по своим местам, и ликвидированная ранее система была практически восстановлена.

Создание транспортных прокуратур обусловлено необходимостью осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны (железнодорожный, воздушный, морской, речной транспорт). В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением.

История становления транспортных прокуратур, факты их упразднения на определённых этапах развития государства и последующего возрождения свидетельствуют о необходимости этого института, оказывающего непосредственное влияние на укрепление и состояние законности в сфере транспортных отношений.

Необходимость осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны - железнодорожный, воздушный, морской, речной транспорт, где организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением, обусловили создание транспортных прокуратур на правах прокуратур субъектов Российской Федерации.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 70 от 27 апреля 2007 года образована Южная транспортная прокуратура с полномочиями прокуратуры субъекта Российской Федерации.

В состав вновь образованной прокуратуры вошли транспортные прокуратуры (на правах районных), ранее входившие в состав Север-Кавказской и Приволжской транспортных прокуратур.

Первым Южным транспортным прокурором был назначен Решетников Александр Аркадьевич.

Решетников А.А. в 1986 году окончил юридический Свердловский юридический институт им. Р.А. Руденко. Профессиональную деятельность начал стажером, следователем прокуратуры Красносельского района Костромской области, а затем и возглавил данную прокуратуру. С ноября 2001 года работал заместителем прокурора Костромской области, а с 1 июня 2007 года приказом Генерального прокурора Российской Федерации назначен Южным транспортным прокурором.

С 2009 по 2016 год руководителем Южной транспортной прокуратуры был Дмитриев Сергей Александрович.

Дмитриев С.А. в 1990 году окончил юридический факультет Воронежского государственного университета. Профессиональную деятельность начал стажером прокуратуры Советского района г. Воронежа. В разное время работал следователем прокуратуры Центрального района Воронежа, прокурором, старшим прокурором, заместителем начальника, начальником следственного отдела Юго-Восточной транспортной прокуратуры, Воронежским транспортным прокурором. С марта 2007 года занимал должность заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора (с дислокацией в Воронеже). Награды: нагрудные знаки «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», «За безупречную службу».

В настоящее время Южную транспортную прокуратуру возглавляет Крук Геннадий Валентинович.

Северо-Кавказская транспортная прокуратура

Северо-Кавказская транспортная прокуратура была создана приказом Генерального прокурора СССР № 46 от 5 ноября 1980 года «Об организации работы транспортных прокуратур». Ее месторасположение определили в городе Ростов-на-Дону, поскольку именно там находились управления железной дороги, авиации, водного транспорта и транспортной милиции на Северном Кавказе.

На тот момент в зоне деятельности Северо-Кавказской транспортной прокуратуры находились 10 субъектов Российской Федерации: Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Республика Дагестан, а также Адыгейская, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Северо-Осетинская и Карачаево-Черкесская автономные республики. Таким образом, в состав Северо-Кавказской транспортной прокуратуры вошли: Ростовская (прокурор Алаухов А.Т.), Краснодарская (Ярыш Е.Я.), Ставропольская (Старцев Ю.Л.), Кавказская (Кадаев В.Н), Грозненская (Гудименко М.И.), Махачкалинская (Гатина З.Н.), Минераловодская (Степаненко В.Ф), Нальчикская (Григорица Ф.Б.), Орджоникидзевская (Басиев В.Я.), Сальская (Иващенко А.А.), Сочинская (Костюк В.В.), Туапсинская (Булавин А.Н.), Новороссийская (Нагорный Н.П.) и Элистинская (Малафеев В.Н.) транспортные прокуратуры. Позднее, в связи с увеличением объёма работы на транспортных предприятиях региона в подчинение Северо-Кавказской транспортной прокуратуры были переданы Лиховская и Сальская транспортные прокуратуры.

В 1982-1987 гг. должность Северо-Кавказского транспортного прокурора занимал Владимир Александрович Зайцев, бывший Донецкий транспортный прокурор, имевший большой опыт прокурорской работы не только на транспорте. Быстро включившись в работу и изучив оперативную обстановку, он выявил болевые точки в деятельности транспортных предприятий региона и нацелил своих подчиненных на устранение имеющихся недостатков. Владимир Александрович, волевой и требовательный человек, досконально вникал в положение дел, полностью владел текущей обстановкой, постоянно следил за состоянием законности на транспорте и требовал этого же от своих подчинённых.

Большой вклад в деятельность Северо-Кавказской транспортной прокуратуры в период с 1987 по 1992 гг. внес прокурор Иван Семёнович Кустов. Он родился 20 декабря 1930 года, и его детство пришлось на годы войны, а юность - на тяжелейшее для страны время восстановления разрушенной экономики и промышленности.

Выбрав профессию юриста, он на протяжении почти полувека оставался верен своему делу. За свою жизнь Кустов воспитал не одно поколение достойных работников, некоторые из которых уже сами стали ветеранами прокуратуры. Среди сотрудников Южной транспортной прокуратуры также есть его ученики. Его вклад в дело укрепления законности и правопорядка заслуженно отмечен государственными и ведомственными наградами: Почетный работник прокуратуры (1990), Заслуженный юрист РСФСР (1991), медаль «Ветеран прокуратуры» (2008). В 2010 году его коллеги и сотрудники Южной транспортной прокуратуры отметили 80-летний юбилей ветерана.

С 1992 по 2001 гг. Северо-Кавказскую транспортную прокуратуру возглавлял Валерий Владимирович Шимбарев, занимавший до этого должность заместителя прокурора и прошедший с 1973 года все этапы прокурорской деятельности.

Длительное время единственным заместителем Северо-Кавказского транспортного прокурора являлся Александр Тихонович Алаухов. Наряду с текущей работой он разрабатывал и внедрял в практику методические рекомендации, направленные на усиление прокурорского надзора и повышение уровня следственной работы. Он выезжал с молодыми работниками линейных прокуратур непосредственно на предприятия и на месте обучал их методике проверок. Фронтовик Александр Алаухов участвовал в обороне Кавказа, изгнании оккупантов с советской территории, освобождении Варшавы, штурме Берлина. Демобилизовавшись в 1947 году, в органы прокуратуры он поступил, как и многие фронтовики, после окончания Ростовской юридической школы, которая базировалась тогда в Таганроге Почетный работник прокуратуры и заслуженный юрист РСФСР Александр Тихонович Алаухов - человек поистине энциклопедических знаний.

За время своего существования структура Северо-Кавказской транспортной прокуратуры неоднократно менялась путем перераспределения надзорных функций и создания новых транспортных прокуратур на правах районных. В 1994 году в ее состав вошли Адыгейская транспортная прокуратура, в 1996 - Таганрогская и Карачаево-Черкесская. С 1992 года в связи с образованием Северо-Кавказского таможенного управления на Северо-Кавказскую транспортную прокуратуру было возложено осуществление надзора за исполнением таможенного законодательства, и в аппарате прокуратуры создан соответствующий отдел, который возглавил Тимур Мурадинович Кебеков (в настоящее время Приволжский транспортный прокурор). Опыт в этой сфере надзора работники отдела приобретали, изучая деятельность прокуратур Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик, городов Ленинграда и Москвы, осуществлявших надзор за таможенными органами на внешних границах и на местах.

На протяжении всего времени своей деятельности Северо-Кавказская транспортная прокуратура по результатам работы занимала одно из ведущих мест в системе транспортных прокуратур страны, ее опыт неоднократно распространялся.

Многие работники транспортных прокуратур впоследствии были назначены на вышестоящие должности. Например, заместитель Ростовского транспортного прокурора Посиделов А.А. стал прокурором Ростовской области, Туапсинский транспортный прокурор Булавин А.В. - заместителем прокурора Воронежской области, Лиховской транспортный прокурор Шевцов А.Е. - заместителем прокурора ЧИ АССР, Элистинский транспортный прокурор Бирюков Ю.С. занял пост заместителя Генерального прокурора РФ. Прокурором Республики Саха Якутия стал начальник отдела общего надзора Шумский СВ., Карачаево-Черкесский транспортный прокурор Бурлаков В.Б. стал во главе республиканского суда. Указами Президента Российской Федерации судьями были назначены Магдесян В.М., Кузанов К.В., Шмарион В.И., Ивашенко А.А. и другие.

Приволжская транспортная прокуратура

Приволжская транспортная прокуратура была создана 1 октября 1980 года приказом Генерального прокурора Союза ССР № 548-л. Она дислоцировалась в г. Саратове и в ее подчинение были переданы все районные транспортные прокуратуры, находившиеся на территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей. Приказом Генерального прокурора СССР № 607-л от 17 октября 1980 г. первым Приволжским транспортным прокурором был назначен старший советник юстиции Александр Павлович Чугунов, работавший до этого заместителя прокурора Саратовской области.

Первые годы становления Приволжской транспортной прокуратуры оказались самыми трудными. Приходилось решать, в первую очередь, вопросы материального обеспечения, кадровые, жилищные и другие подобные проблемы. Кроме того, сказывалось отсутствие опыта у новых работников - помощников прокуроров и следователей, многие из которых не знали специфики работы железнодорожного, воздушного, речного и морского транспорта, а ведь это более 5800 километров железнодорожного, 2343 километра водного пути, вся северная часть Каспийского моря, со всем сложным хозяйством этих видов транспорта и десятками тысяч людей, работающих на станциях, судах, в портах, на заводах и других предприятиях этих отраслей.

Благодаря огромной энергии, оптимизму, настойчивости и личному примеру первого Приволжского транспортного прокурора Александра Павловича Чугунова транспортной прокуратуре удалось в короткий срок, за полтора-два года достигнуть значительных результатов в деле исполнения законов на транспорте. Стараниями первых районных транспортных прокуроров: Астраханского - советника юстиции Евгения Попова, Волгоградского - старшего советника юстиции Виктора Жидкова, Саратовского - старшего советника юстиции Игоря Папина, Ершовского - советника юстиции Геннадия Ульянова рос профессионализм и опыт работников.

За трудовые достижения Александр Павлович Чугунов имеет награды: «Заслуженный юрист РСФСР», знак «Почетный работник прокуратуры СССР», орден «Знак Почета», медаль «За освоение целинных и залежных земель». За участие в Великой Отечественной войне - медаль «За отвагу», орден «Красная Звезда» и многие другие.

С первых дней образования Приволжской транспортной прокуратуры и до ухода на пенсию на сложнейшем участке, каковым является следственная работа, трудились начальником следственного отдела прокуратуры советник юстиции Василий Прохоров и заместителем прокурора по следствию старший советник юстиции Заслуженный юрист России Иван Швецов. Оба – профессионалы высочайшего уровня, под руководством которых было расследовано много сложных дел об убийствах, изнасилованиях, хищениях, нарушениях правил безопасности движения на транспорте. Квалифицированно расследовал сложные и многоэпизодные уголовные дела старший следователь Приволжской транспортной прокуратуры Николай Томин. С момента образования Приволжской транспортной прокуратуры работал следователем по особо важным делам Николай Еремин, один из опытнейших следователей. Он неоднократно включался в состав следственных бригад Генеральной прокуратуры России по расследованию больших и сложных дел.

В 1990 году Александр Павлович Чугунов ушел на пенсию, но не только не прерывает связь с прокуратурой, а продолжает до сих пор работать: преподает в Саратовской государственной академии права, где является доцентом кафедры правосудия и прокурорского надзора.

Вадим Константинович Седов стал вторым руководителем Приволжской транспортной прокуратуры, где проработал 10 лет.

В 2000 году государственный советник юстиции 3-го класса, почетный работник прокуратуры Вадим Константинович Седов ушел на заслуженный отдых. В настоящее время он профессор Саратовского государственного социально-экономического университета, готовит юристов для следственных органов и прокуратур.

Жизнь не стоит на месте, много изменений произошло в составе транспортных прокуратур, и теперь молодые прокурорские работники Южной транспортной прокуратуры осваивают работу на транспорте с помощью ветеранов.