История

История создания и развития Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.

 

Волжская прокуратура создана 27 апреля 1990 года приказом Генерального прокурора СССР действительного государственного советника юстиции А.Я. Сухарева и  до образования в 2017 году Амурской и Байкальской природоохранных прокуратур была единственной прокуратурой, организованной по бассейновому принципу. 

Аппарат прокуратуры располагается в городе Твери,  а 16 межрайонных природоохранных прокуратур - в 15 субъектах Российской Федерации, от истока великой русской реки в Тверской области до устья в Астраханской.

В октябре 1990 года были образованы 12 межрайонных природоохранных прокуратур, расположенных в городах, представляющих наибольшую экологическую опасность: Осташкове, Твери, Череповце, Ярославле, Костроме, Иванове, Чебоксарах, Казани, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске, затем в ноябре 1991 года в сферу надзорной деятельности Волжской природоохранной прокуратуры вошла и Рязанская область, территорию которой пересекает крупнейший приток Волги - река Ока,  в марте 1992 года, после упразднения прокуратуры Каспийского водного бассейна, приказом Генерального прокурора РСФСР В.Г. Степанкова в подчинение Волжской природоохранной прокуратуре были переданы Северо-Каспийская водная прокуратура, впоследствии переименованная в Астраханскую межрайонную природоохранную прокуратуру, и Нижневолжская водная прокуратура – ныне Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура, в июне 2011 года приказом Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки состав прокуратуры пополнился Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой.

 

Протяжённость Волги с севера на юг составляет более 3,5 тысяч километров, в нее впадает свыше 2,5 тысяч притоков.

Волжский бассейн - это огромная  экосистема, исторически объединившая разные народы, где проживает около 60 млн. человек и сосредоточена половина промышленного и сельскохозяйственного производства страны.

Образование единой системы природоохранных прокуратур на Волге – это был качественно новый подход к организации прокурорского надзора, но как свидетельствует наш опыт – единственно правильный. Именно такая структура позволяет на основании анализа статистических сведений, материалов контролирующих и правоохранительных органов иметь целостную картину состояния законности в сфере охраны природы во всем Волжском бассейне.

 

Особенностью Волжской прокуратуры является межсубъектовый характер ее деятельности, что позволяет выявлять и давать правовую оценку межрегиональным экологическим проблемам, которые необходимо и возможно  решать в комплексе, объединив усилия многих регионов.

Сегодня экология является одним из важнейших приоритетов развития государства. Наша  задача  – средствами прокурорского надзора добиваться реальных перемен в состоянии окружающей среды и природопользования. Возможность дышать чистым воздухом, пить чистую воду, жить в чистой стране – это стандарты, на которые ориентированы волжские прокуроры!

Свои усилия мы сфокусировали на профилактике и устранении экологических угроз, определенных Стратегией экологической безопасности.

Для этого изданы организационно-распорядительные документы, разработаны методические рекомендации, заключены и реализуются соглашения с региональными уполномоченными по правам человека, по защите прав предпринимателей, органами финансового контроля. Налажена тесная связь с населением, общественными объединениями посредством встреч с гражданами, проведения круглых столов, открытых форумов.

 

За 30-летний период своего существования прокуратура четко определила свое место в системе органов, занимающихся экологическими проблемами, и активно осуществляет функции межрегионального прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства. В последнее время средства прокурорского надзора, применяемые в экологической сфере, являются одной из основных сдерживающих сил от дальнейшего распространения экологических правонарушений. Надзор за исполнением водного, лесного, земельного законодательства, законодательства об экологической экспертизе, о захоронении и утилизации промышленных и бытовых отходов, о животном мире, о рыбных запасах, недрах, атмосферном воздухе, наиболее неблагополучными в экологическом отношении предприятиями, органами власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, контролирующими органами регионов Волжского бассейна – вот далеко не исчерпывающий перечень направлений деятельности прокуратуры.

 

Особое значение Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура придает  взаимодействию с территориальными и транспортными прокуратурами.

 

Консолидация усилий природоохранных и транспортных прокуроров необходима  при проверках  исполнения природоохранного и смежного с ним законодательства на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, которые представляют собой сложный комплекс инженерных сооружений, общественных, производственных и вспомогательных объектов, подвижного состава, водных и воздушных судов, плавучих объектов. В ходе их эксплуатации оказывается негативное воздействие на все компоненты окружающей среды – атмосферный воздух, водные объекты, земельные ресурсы, флору и фауну, посредством сбросов, выбросов, химического и физического воздействия, обращения с отходами и т.п.

 

При планировании  мероприятий во взаимодействии с территориальными прокуратурами определяются  смежные отрасли надзора, задачи, исключающие  дублирование, но дополняющие  полномочия друг друга. Как правило, такие мероприятия проводятся в сферах лесного хозяйства, жилищно-коммунального комплекса, градостроительства, земельных, водных, бюджетных отношений и др.

 

Укреплению законности и правопорядка способствует проведение совместных межведомственных совещаний, заседаний коллегий природоохранной прокуратуры и прокуратур субъектов Российской Федерации, межрегиональных транспортных прокуратур, на которых рассматриваются наиболее значимые экологические проблемы, по результатам вырабатываются меры по их решению.

 

Показала свою эффективность деятельность межведомственных рабочих групп, созданных во всех регионах Волжского бассейна. На заседаниях групп обсуждаются вопросы соблюдения природоохранного законодательства, реализации мероприятий национального проекта «Экология», противодействия коррупции, защиты прав предпринимателей и других актуальных проблем в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

 

Многолетнее сотрудничество прокуратуры с органами государственной власти всех уровней, коллегами из территориальных и транспортных прокуратур,  правоохранительными органами благоприятно отражается на экологической ситуации бассейна Волги.