Интервью и выступления

  • 11 марта 2010, 00:00
  • Костенко Денис Алексеевич
Предлагаем вашему вниманию интервью первого заместителя прокурора Дениса Костенко ИА "СибКрай"
  Текст

В 2010 году на Железной дороге зафиксировано почти 10 тысяч правонарушений

Железная дорога – это, практически, «государство в государстве». В этой связи количество нарушений закона здесь измеряется тысячами. В прошлом году Западно-Сибирской транспортной прокуратурой зафиксировано почти 10 тысяч нарушений закона на железнодорожном транспорте. 

-  касаясь динамики правонарушений следует отметить, что, если в целом, меры реагирования, которые принимали прокуроры сопоставимы с цифрами 2008 года, то качество этих мер возросло, - рассказал корреспонденту Сибкрай.ru  первый заместитель Западно-Сибирского транспортного прокурора Денис Костенко. - При одинаковом количестве внесенных представлений, на 50 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности больше, чем в прошлом году.

- С чем это связано?
- В первую очередь, с ростом квалификации наших работников, которые проводят более качественные проверки и составляют более продуманные и глубокие акты реагирования. Соответственно, более принципиально относятся прокуроры и к рассмотрению этих актов. Зачастую, работник прокуратуры присутствует при рассмотрении у руководителя, которому внесен тот или иной акт, и настаивает на принятии исчерпывающих мер как по устранению нарушения, так и по наказанию виновных лиц. Если говорить о статистике, то в 2009 году к административной ответственности привлечено почти на 100 лиц больше, чем в 2008 году. Возбуждено 12 уголовных дел.

- Какие именно виды нарушений ВЫЯВЛЯЕТ ваше ведомство?
- например, касающиеся ненадлежащего состояния дорожных путей и необходимых конструктивных элементов. Причем, эти нарушения более характерны не столько для предприятий подразделении РЖД и Западно-Сибирского филиала, сколько так называемых «путей необщего пользования», которые стали принадлежать после акционирования железной дороги  различным  хозяйствующим субъектам. Если у Западно-Сибирской железной дороги есть целый ревизорский аппарат, который призван следить за техническим состоянием, то, как правило, хозяйствующие субъекты пускают этот вопрос на самотек. И большая часть правонарушений, связанных, например,  со сходом вагонов происходит как раз на участках необщего пользования. Например, факты ненадлежащего содержания и текущего ремонта пути были выявлены в ЗАО «Искитим-Бердск-уголь», у которого отсутствовала документация по содержанию и ремонту пути, не проводились регулярные осмотры, а в штате вообще отсутствовали работники, имеющие необходимую квалификацию. Прокурорами выявлялись нарушения и при эксплуатации железнодорожных переездов. Состояние стыков, зазоров, стрелочных переводов – все эти, на первый взгляд мелочи вкупе влияют,  на состояние безопасности. Наибольшее количество нарушений правил безопасности движения в деятельности Красноярский и Западно-Сибирской железных дорог допущено локомотивным, вагонным и путевым хозяйствами.
В прошлом году в результате плановой проверки Тайгинским транспортным прокурором было выявлено, что в локомотивном депо 97 локомотивов и 26 тепловозов использовались с истекшим сроком службы. Или другой факт, установленный Ачинским транспортным прокурором, проверившим железнодорожный состав, поданный на погрузку нифилиновой руды. Из 52 вагонов этого состава 38 имели технические неисправности, которые были несовместимы с использованием вагонов по назначению.
Большую роль играет и человеческий фактор. Прокуроры часто сталкиваются с тем, что работнику не всегда предоставляется положенное время отдыха. Когда сверхурочная работа становится нормой или не оплачивается, как предусмотрено законом. Когда к работам допускаются люди, которые не прошли инструктаж либо не имеют нужной квалификации. И здесь тоже последствия могут быть очень серьезными.
Достаточно распространенным нарушением среди хозяйствующих субъектов является осуществление деятельности по погрузке и выгрузке опасных веществ без необходимой лицензии. Игнорируя требования закона о порядке обращения с опасными грузами, они создают угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу как своих работников так и других лиц. В частности, Новосибирским транспортным прокурором при проверке ООО «Сибирьторг» выявлены нарушения, связанные с  отсутствием такой лицензии. А между тем, погрузочно-разгрузочная деятельность осуществлялась на суммы, превышающие несколько миллионов! По данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело по ст.171 Уголовного кодекса РФ (незаконное предпринимательство). В обще сложности по инициативе транспортных прокуроров возбуждено 12 уголовных дел. И не только по лицензированию, зафиксированы факты хищения, мошенничества. Часть правонарушений также связано с так называемыми «посредниками» – это те лица, к услугам которых прибегает заказчик, не обращаясь непосредственно к производителям товаров, услуг. Для того чтобы получить непосредственную выгоду в сговоре с этим посредником.
- Как вы оцениваете деятельность контролирующих и надзорных органов?
- Во многом благодаря инспекторам Сибирского управления государственного железнодорожного надзора выявляется существенное количество нарушений на железной дороге. Зачастую, именно они информируют нас о нарушениях, связанных с отсутствием у различных фирм лицензии на погрузку и выгрузку опасных грузов.  Впрочем, и у них есть свои проблемы:  ведомство не всегда принципиально относится к выявленным фактам. По результатам проверки Горжелдорнадзора было установлено, что инспекторами не во всех случаях ставились вопросы об ответственности должностных лиц, не всегда соблюдались сроки выполнения предписаний, что безусловно негативно сказывалось в целом на состоянии законности в указанной сфере.

- Как часто «тайное » становится явным?
- Конечно же, на железной дороге были  случаи сокрытия происшествий. Безусловно, нельзя утаить крушение поезда. Но мелкие – те же сходы вагонов, вполне реально. И никто из эксплуатантов не заинтересован, чтобы эти факты стали достоянием общественности, контролирующих и правоохранительных органов. Поэтому, когда мы их выявляем, то реагируем очень принципиально. Руководство железной дороги, которому тоже не всегда докладывают о таких фактах, не церемонится с провинившимися. Для каждого происшествия предусмотрен порядок оповещения. И нарушителям этого порядка, уж поверьте, приходится не сладко. Один из последних случаев – из-за ошибки оператора два состава, шедших в одном направлении, сошлись на одном пути. А когда они сошлись – семь вагонов оказались на земле. Факт пытались сокрыть. Но о происшедшем стало известно уже на следующий день. Сейчас Новокузнецким транспортным прокурором по данному факту проводится проверка.

- Как часто проблемы на железной дороге связаны именно с человеческим фактором: невнимательностью, например?
- Если задуматься, то причина любого происшествия – человеческий фактор. Это не воздушный транспорт, где основная проблема – технические или проектные  недостатки завода-изготовителя.  Хотелось бы еще заострить внимание на антитеррористической теме: вроде бы все знают уже, что если вы увидели в вагоне или на вокзале  брошенный предмет – пожалуйста ставьте в известность руководство станции, состава! Проводника, наконец. Понятно, что мы не можем адресовать претензии к пассажирам. Это не их обязанность. Мы можем лишь призвать их к бдительности и просить о посильной помощи правоохранительным органам.Но когда эти правила первыми игнорируют работники предприятия – это, безусловно, вопиющий случай! Уже в 2010 году, в одном из пассажирских составов были обнаружены брошенные мешки. Впоследствии, правда, оказалось, что там уголь.  Но машинисты не придумали ничего лучше, чем просто выгрузить эти мешки на платформу и поехать дальше! Когда происходит какая-то катастрофа –кажется, это где-то далеко, не у нас. А между тем, для террористов границ не существует. Жаль, что это не все понимают.

К списку новостей

Распечатать