Интервью и выступления

  • 15 марта 2010, 00:00
  • Феоктистов Сергей Валерьевич
Предлагаем Вашему вниманию интервью прокурора Сергея Феоктистова еженедельнику "Континент Сибирь"
  Текст

- Сергей Валерьевич, какие вопросы находятся в сфере ответственности Западно-Сибирской транспортной прокуратуры?
- Мы осуществляем надзор за исполнением законов на всех видах транспорта (железнодорожном, водном и воздушном), а также в области таможенных правоотношений на территории Республик Хакасия и Тыва, Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской, Омской, Томской и Кемеровской областей.  Это и вопросы безопасности на транспорте, и соблюдения прав работников предприятий транспортной сферы, пассажиров, субъектов предпринимательской деятельности, участников таможенных правоотношений.
- Какова динамика нарушений, выявленных вами в 2009 году?
- В прошлом году прокуратурой выявлено более 23 тысячи нарушений закона в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта. Эти цифра сопоставима с показателями 2008 года. Наибольшая часть нарушений допущена предприятиями железнодорожного транспорта, наименьшая – предприятиями  морского и внутреннего водного транспорта.
Выявленные нарушения закона послужили основанием для внесения прокуратурой свыше тысячи представлений, по результатам рассмотрения которых 1326 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности. В суды направлено почти 2283 исковых заявления, предостережено о недопустимости нарушения закона свыше 300 лиц. К административной ответственности привлечено около 1081 лиц, по инициативе прокуроров возбуждено 88 уголовных дел (в 2008 году – 98 дел).
- Какие нарушения наиболее распространены на железнодорожной дороге?
- Сразу оговорюсь, что Западно-Сибирская транспортная прокуратура осуществляет надзор за Красноярской и Западно-Сибирской железными дорогами, а также владельцами так называемых путей необщего пользования – хозяйствующими субъектами. И если в составе железных дорог имеется целая ревизорская служба, призванная следить за техническим состоянием пути и подвижного состава, то хозяйствующие субъекты нередко пускают этот вопрос на самотек. Находящиеся у них на балансе железнодорожные пути зачастую содержатся в ненадлежащем состоянии, что приводит к сходам подвижного состава и создает реальную угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта.
Однако и у железных дорог есть свои проблемы. В Красноярском крае выявлен факт эксплуатации железной дорогой 35 км главного пути с просроченным сроком капитального ремонта. Другая проблема –  эксплуатация подвижного состава с истекшим сроком эксплуатации либо без проведения капитального и текущего  ремонта. Например, по иску Иланского транспортного прокурора судом запрещена эксплуатация 9 локомотивов, использовавшихся Красноярской железной дорогой сверх срока эксплуатации. Тайгинским транспортным прокурором выявлен факт эксплуатации 97 локомотивов и 26 тепловозов с истекшим сроком службы.
За грубые нарушения правил технической эксплуатации железных дорог 11 должностных лиц привлечено к строгой дисциплинарной ответственности, но самое главное – в результате нашего вмешательства была устранена сама угроза безопасности пассажиров. А неооценивать такую опасность нельзя - в течение 2009 года только на путях общего пользования Красноярской железной дороги в результате различных нарушений имело место  5 сходов подвижного состава.
Достаточно распространенным нарушением среди хозяйствующих субъектов является осуществление деятельности по погрузке и выгрузке опасных грузов без специального разрешения (лицензии). Игнорируя требования закона о порядке обращения с опасными грузами, юридические лица создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью своих работников, а также принадлежащего хозяйствующему субъекту имущества.
Такие нарушения прокуроры выявляют повсеместно, добиваясь через суд приостановления незаконной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.
- Каково положение дел с соблюдением законодательства в сфере функционирования воздушного транспорта? В чем чаще всего причина инцидентов?
- Количество авиаинцидентов по сравнению с 2008 годом в регионе снизилось с 19 до 11. Мы расцениваем такую динамику, в том числе и как следствие принципиальной и активной позиции прокуроров при проведении проверок в сфере авиационной безопасности. Только за 2009 года по инициативе прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено около 108 должностных лиц, к административной – 44. Некоторые инциденты были вызваны технологическими причинами – недостатками в конструировании воздушных судов и их элементов. Однако основной акцент нашего внимания нацелен на те случаи, когда причинами события явились ненадлежащее исполнение своих обязанностей конкретными работниками, обслуживающими и эксплуатирующими воздушные суда, средства навигации и аэропорты.
Например, нарушение Томским диспетчером порядка радиообмена с экипажем Ан-24 (авиакомпания Томскавиа) вынудило экипаж воздушного судна уйти на второй круг при посадке.
Расследование авиаинцидента с вертолетом другой авиакомпании - «Сибавиатрейд», совершившего вынужденную посадку в болотистой местности, выявило и вовсе вопиющие факты, лишь по счастливой случайности не приведшие к катастрофе. Несмотря на выполненную согласно документам заправку перед взлетом, через некоторое время основной топливный бак оказался пуст, что привело к отказу двигателя. Исключив утечку топлива во время полета, комиссия пришла к выводу о хищении горючего. По инициативе прокурора возбуждено уголовное дело. Еще одно уголовное дело возбуждено после прокурорской проверки в отношении руководства «Сибавиатрейд», поскольку было установлено, что этот полет выполнялся в отсутствие необходимой лицензии.
- А с чем связано значительное количество происшествий с участием сверхлегкой авиатехники?
- Эта проблема действительно имеет место. В настоящее время возросло количество лиц, приобретающих в собственность сверхлегкие летательные аппараты (дельталеты, легкомоторные самолеты и вертолеты), не имеющих никакого представления о правилах эксплуатации этих летательных средств и порядке использования воздушного пространства. Ничего не зная ни о порядке пилотирования, ни о требованиях безопасности полетов, эти лица не получают необходимого разрешения оперативных органов Единой системы организации воздушного движения на использование воздушного пространства. Двигаясь бесконтрольно, без уведомления других участников воздушного движения о направлении своего полета, они порой создают помеху движению воздушных судов регулярных авиарейсов. Нет необходимости объяснять, что такие необдуманные действия могут привести к трагедии. Причем управляющие такими летательными аппаратами лица, нередко берут на борт пассажиров: туристов, охотников, подвергая риску не только свою жизнь, но и жизнь других людей.
Например, судом удовлетворен иск Барнаульского транспортного прокурора к межрегиональной общественной организации «Клуб поклонников экстремальных видов спорта «Драйв» о запрете деятельности по осуществлению полетов на дельталетах. Указанная деятельность осуществлялась организацией без соответствующей лицензии, что создавало реальную угрозу жизни и здоровью граждан, желающих воспользоваться данной услугой.
Или другой пример, кстати тоже по Алтайскому краю. В ходе проверки детского парапланерного клуба «Престиж» прокурор установил, что учебно-тренировочные полеты с горы «Толстуха» Смоленского района Алтайского края выполнялись детьми, не достигшими 16 лет, не имеющими свидетельств пилотов сверхлегкого воздушного судна и необходимых медицинских заключений. Полеты производились без уведомления органа единой системы организации воздушного движения - Алтайского центра ОВД Филиала «Аэронавигация Западной Сибири», на летательных аппаратах, не имеющих Свидетельств о регистрации и Сертификатов летной годности, а также без обязательного страхования жизни и здоровья пилотов и пассажиров, страхования ответственности владельца воздушных судов. Естественно, сразу после проверки Барнаульский транспортный прокурор направил исковое заявление в Центральный районный суд г. Барнаула с требованием о запрете выполнения полетов. Наряду с этим, руководителю Центра внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения и привлечь виновных лиц к ответственности.
- А как обстоит дело с защитой от терактов на воздушном транспорте?
- Нарушения требований антитеррористического законодательства имеют место и на объектах воздушного транспорта. Проводя проверки, мы столкнулись с фактами отсутствия периметровых ограждений аэропортов, что безусловно негативно сказывалось на уровне антитеррористической защищенности транспортных объектов.
Показателен пример аэропорта Абакана, где отсутствовало сплошное ограждение зоны безопасности аэропорта, а на привокзальной площади, примыкающей к зданию аэровокзала, осуществлялся свободный проезд и парковка автотранспортных средств. Излишне говорить, что степень антитеррористической защищенности указанного объекта не отвечала предъявляемым требованиям. Периметровые ограждения в аэропортах Диксон, Снежногорск, Хатанга (Красноярский край) до прокурорской проверки практически отсутствовали.
Наряду с этим прокурорами выявлены факты нахождения посторонних лиц в контролируемых зонах аэропортов (аэропорты Кодинск, Богучаны, Тура-Горный, Тура-МВЛ, Северо-Енисейск, Диксон Красноярского края), парковки личного автотранспорта работников аэропорта без пропусков (Богучаны, Диксон и Тура-Горный).
-- Религиозные, общественные объединения создают проблемы?
-- Случаев хулиганских действий, актов вандализма по мотивам идеологической, политической, национальной ненависти либо вражды, а также призывов к осуществлению такой деятельности и совершению указанных действий в 2009 году не зарегистрировано. Однако выявлены факты незаконного оборота информационных материалов экстремистского характера.
При проведении таможенного контроля в транспортном средстве под управлением гражданина Республики Кыргызстан Нурматова Э.К. в многостороннем пункте пропуска «Веселоярск» Алтайской таможни обнаружена литература экстремистского содержания, изложенная на русском языке. Это книги из собрания сочинений Саида Нурси «Трактат о природе», «Брошюра для больных», «Путеводитель для женщин» и т.п. -  более 300 экземпляров. По инициативе Рубцовского транспортного прокурора Нурматов привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Кроме того, Железнодорожным районным судом Красноярска по иску Западно-Сибирской транспортной прокуратуры признаны экстремистскими материалы брошюры «Расовая гигиена и демографическая политика в национал-социалистической Германии», содержащие призывы к враждебным действиям одной группы лиц по отношению к другой, объединенных по признакам расы и происхождения.
По всем фактам незаконного оборота экстремистских материалов приняты меры прокурорского реагирования, виновные лица привлечены к административной ответственности, материалы, содержащие признаки преступления, предусмотренного ст.282.1 Уголовного кодекса РФ (организация экстремистского сообщества) переданы в Западно-Сибирское управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ.
- Насколько серьезны нарушения в сфере водного транспорта?
- Если говорить, о количестве транспортных происшествий на внутренних водных путях, то их зафиксировано всего 7. Казалось бы цифра не так уж и велика, но необходимо понимать, что речь в данном случае идет о человеческих жизнях.
В сентябре прошлого года на озере Пясино (Таймыр)  затонул попавший в шторм теплоход. Из 12 находившихся на борту человек спаслись только пятеро, остальные погибли. Как выяснилось впоследствии, на палубу теплохода было погружено 12 бочек с ГСМ, не закрепленных надлежащим образом. Во время поворота судна и его крена, бочки перекатились на левый борт теплохода, в результате чего теплоход перевернулся вверх дном и затонул. Расследование причин этого происшествия показало, что указанный водный объект не включен в Перечень внутренних водных путей, в связи с чем в отношении судов в этом районе не осуществлялось никакого контроля со стороны специальных государственных контролирующих органов. Мы вышли с инициативой  к Правительству Красноярского края и на заседании недавно прошедшего Совета безопасности Красноярского края было принято решение о направлении соответствующих предложений в Правительство РФ по включению оз. Пясино в Перечень внутренних водных путей.
-- На Ваш взгляд, насколько число нарушений связано с экономической нестабильностью, не пытаются ли авиапредприятия сэкономить на выполнении требований? 
-- Имеют место факты, когда собственники и владельцы объектов водного транспорта длительное время не исполняют возложенную на них законом обязанность по надлежащему содержанию имущества, мотивируя это финансовыми затратами. Дудинская транспортная прокуратура установила, что в результате длительного бездействия  МУП «Диксонский морской порт» и собственника портовых сооружений в лице местной администрации пассажирский и грузовой причалы в морском порту Диксон были приведены в аварийное состояние, имели множество повреждений, отдельные элементы сооружений были деформированы. Дальнейшая эксплуатация причалов могла привести к аварийной ситуации, создать угрозу безопасности жизни и здоровья людей, сохранности имущества физических и юридических лиц. Безусловно, в этой ситуации необходима была реакция прокуратуры, которая и направила в суд исковые заявления о понуждении МУП «Диксонский морской порт» и администрации поселения произвести капитальный ремонт грузового и пассажирского причалов. Кроме того, главе Таймырского муниципального района Красноярского края направлена информация с предложением решить вопрос о финансировании данных работ из бюджета района.
Не думаю, что дело в непосильных затратах. Нередко авиапредприятия не принимают должных мер к выполнению требований федеральных авиационных правил даже тогда, когда это не сопряжено с какими-либо материальными или временными затратами.
К примеру, в ОАО «НАПО им. Чкалова» на момент прокурорской проверки не были разработаны одни из основополагающих документов по организации аэродромной деятельности – технология предполетного досмотра и положение о службе авиационной безопасности. Лишь после вмешательства Новосибирской транспортной прокуратуры нарушения закона устранены.
Или другой пример. В аэропортовом комплексе «Шушенское» не обновлялись маркировочные знаки на взлетно-посадочной полосе и рулевой дорожке, что не позволяло пилотам ориентироваться при рулении на взлет и посадку и создавало реальную угрозу транспортных происшествий.
- Насколько распространены нарушения закона в сфере таможенных правоотношений?
- Нарушения таможенного законодательства выявляются транспортными прокурорами практически  в ходе каждой проведенной проверки. И допускаются они как участниками внешнеэкономической деятельности, так  таможенными органами. В прошлом году таких нарушений выявлено в общей сложности 1379. В их числе - нарушения порядка таможенного оформления товаров, недостоверное декларирование, необоснованные требования таможенных органов и другие. В большом количестве выявлены нарушения законодательства, регламентирующего порядок экспорта и импорта. В ходе одной из проверок Алтайской таможни документально установлены 12 фактов лжетранзита, когда крупные партии товаров народного потребления должны были последовать через Россию в Казахстан, однако «растворились» на территории страны. По нашей инициативе по данным фактам возбуждены и расследуются уголовные дела о контрабанде на общую сумму около 13 млн рублей.
По результатам другой проверки, проведенной Западно-Сибирской транспортной прокуратурой, выявлено 18 фактов невозврата валютной выручки на сумму 1 671 195,54 йен (3,5 млрд рублей) должностными лицами ООО «АвтоШоп», перечислившими денежные средства в адрес своего контрагента в Японии. По данным фактам также  возбуждены уголовные дела.
В общей сложности по инициативе транспортных прокуроров в прошлом году возбуждено 50 дел о преступлениях в сфере внешней экономики.
 - А как часто нарушают законодательство сами таможенные органы?
- Есть нарушения и в их деятельности. Установлены множественные факты чрезмерного таможенного администрирования и создания искусственных препон для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Например, Новокузнецкий транспортный прокурор выявил факт, когда у одного из декларантов таможенник запросил дополнительные документы о таможенной стоимости товара, в то время, как эти сведения таможне были представлены ранее одновременно с подачей декларации. Руководствуясь принципом «с властью спорить дороже», декларант вновь представил требуемые документы, однако по вине сотрудников таможни были нарушены сроки выпуска товаров.
Аналогичный случай выявлен Новосибирским транспортным прокурором: из-за нарушения срока выпуска товара по вине таможни предприниматель понес дополнительные расходы по хранению товара. А в Красноярске выявлен факт, когда  сотрудники таможни затребовали у «Сибирской  транспортной компании» в аэропорту документы, необходимость которых законом не предусмотрена. По представлению прокуроров виновные сотрудники таможни наказаны в дисциплинарном порядке. Всего за прошлый год по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 60 должностных лиц таможни
- Какие еще выявляете нарушения прав бизнеса?
- Со времени вступления в силу  федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» транспортными прокурорами проделана немалая работа в деле защиты прав субъектов предпринимательства. Указанным федеральным законом органам прокуратуры предоставлены полномочия по согласованию внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимых органами государственного контроля (надзора). И пусть закон пока применяется лишь в небольшой части поднадзорных нам контролирующих органов (Правительству РФ дан еще один год для уточнения порядка госконтроля в стратегически важных направлениях экономики: транспорт и таможня) прокуратурой достигнуты определенные результаты.
Например, проверкой Западно-Сибирского теротдела Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту установлены системные нарушения закона при проведении плановых проверок, когда субъекты предпринимательства не уведомлялись о начале проверочных мероприятий. В 90% случаев этим надзорным органом нарушались сроки проведения проверок. Массово нарушались права предпринимателей на железной дороге, которых неоднократно, порой по нескольку раз в месяц проверяли без законных оснований. Только компания «ЖелСибГрант» в течение третьего квартала 2009 года была проверена 16 раз.
В общей сложности в третьем квартале прошлого года указанным органом внепланово, без разрешения прокуратуры проверено 308 объектов, владельцами которых являются мелкие частные предприниматели. С прошлого года при Западно-Сибирской транспортной прокуратуре создан и постоянно действует Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса, которым изучается, проверяется и дается оценка поступающей от предпринимателей информации об излишнем, необоснованном и незаконном административном давлении на субъектов бизнеса со стороны органов контроля (надзора). В качестве примера можно привести возбуждение уголовного дела в отношении бывших топ-менеджеров аэропорта Толмачево – Алексея Чертенкова и Алексея Артемьева, которое на днях было передано в суд. Это как раз тот случай, когда в рамках работы общественного совета была получена информация от одного из арендаторов в Толмачево.
- Как вы оцениваете деятельность контролирующих органов на транспорте?
- Весьма критично. Практика прокурорского надзора, очевидно, свидетельствует о том, что причины неблагополучного состояния законности в сфере транспортной безопасности не в последнюю очередь кроются в системных упущениях в работе государственных органов контроля и надзора.
Во многих случаях мы сталкиваемся с  отсутствием принципиальной, жесткой позиции контролирующих органов в отношении нарушителей закона. Далеко не всегда инспекторами ставятся вопросы об ответственности должностных лиц, контролируется выполнение собственных предписаний. Правонарушители необоснованно освобождаются от административной ответственности, либо легко избегают ее в связи с истечением срока давности по причине несвоевременного возбуждения административных дел. Примеров подобных упущений более, чем достаточно. Серьезные недостатки выявлены в работе теруправления Росавиации в Красноярском крае. Установлены многочисленные факты волокиты и бездействия должностных лиц при расследовании аваиинцидентов, затягивания сроков расследования, нарушения Правил расследования авиапроисшествий, отрицательно влияющие на безопасность полетов. Безусловно, все эти недочеты в деятельности органов контроля (надзора) негативно сказываются на состоянии законности в сфере транспорта.
В прошлом году транспортной прокуратурой в деятельности этих органов выявлено свыше тысячи нарушений закона, по результатам рассмотрения представлений прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 60 лиц. Опротестовано 56 незаконных правовых актов, предостережено 4 лица о недопустимости нарушения закона, к административной ответственности привлечено 5 лиц, 6 материалов направлено для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.
- Какие приоритеты вы определяете себе в работе на 2010 год? Хватает ли вам имеющихся полномочий для эффективной работы?
- Прежде всего, это безопасность функционирования всех видов транспорта. Значительное внимание будет уделено реализации правозащитной функции прокуратуры, обеспечению гарантированных государством прав и законных интересов пассажиров, работников транспортных предприятий, субъектов предпринимательской деятельности и таможенных правоотношений. Будет сделан акцент на вопросах противодействия коррупции, реализации полномочий по антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов. Изменения в Федеральный закон «О прокуратуре РФ», предоставившие прокурорам указанные полномочия, были приняты еще в прошлом году. С тех пор нами активно проводится работа по выявлению коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, должностных лиц. По требованию Западно-Сибирской транспортной прокуратуры уже изменены 5 нормативных актов Республики Тыва и Правительства Красноярского края, касающиеся субсидирования предприятий транспорта.
 

Распечатать