Прокурор разъясняет

  • 30 октября 2017, 00:00
Об исполнении законодательства об охране атмосферного воздуха
  Текст
  1 Изображения
   

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Одной из основных причин, влияющих на текущее качественное состояние атмосферного воздуха, а также способствующих повышению уровня загрязнения атмосферного воздуха, являются неблагоприятные метеорологические явления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" неблагоприятные метеорологические условия - это метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

Наступление подобных условий возможно в силу климатических, географических и иных особенностей местности, природных явлений, когда рассеивание примесей загрязняющих веществ в атмосфере крайне низко. Например, антициклон, который обусловливает штилевую или со слабыми ветрами погоду и устойчивую стратификацию атмосферы, либо температурные инверсии, препятствующие интенсивному перемешиванию и очищению воздушных масс, приводят к образованию смога.

Статьей 19 Закона № 96-ФЗ установлены требования к проведению мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей.

В силу требований ч. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны при наступлении неблагоприятных метеорологических условий проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В целях исполнения данного требования хозяйствующий субъект обязан разработать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также согласовать их с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ доводит до сведения хозяйствующих субъектов, согласовавших указанные мероприятия, информацию о неблагоприятных метеорологических условиях.

Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к ее составу и содержанию утвержден приказом Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 № 899.

Выполнение предусмотренных ст. 19 Закона № 96-ФЗ требований также является предметом надзорных мероприятий (в рамках плановых и внеплановых проверок, административных расследований) органов государственного контроля (надзора) в отношении хозяйствующих субъектов.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение таких требований влечет административную ответственность по ст.8.1 КоАП РФ.

Согласно ч.4 ст.19 Закона № 96-ФЗ при изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.