Прокурор разъясняет - Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
Прокурор разъясняет
Результаты проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при организации рекреационной деятельности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, показали недопустимо возрастающий уровень антропогенного воздействия на экосистему озера Байкал. Рекреационная нагрузка на побережье озера Байкал в районе малого моря, остров Ольхон, в разы превышает установленные нормы. В летний период приближается к катастрофической.
Вместе с тем, Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» запрещены виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
В Центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещено строительство зданий и сооружений, функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
До настоящего времени ни контролирующие органы, ни органы местного самоуправления не обладают достоверными сведениями даже о количестве объектов размещения туристов.
По состоянию на май 2018 только на острове Ольхон построено и функционирует не мене 143 различных турбаз, коллективных средств размещения. Всего в Ольхонском районе таких объектов, по предварительной оценке более 500. И это в период, когда еще не начался полноценный туристический сезон.
Проверки показали многочисленные нарушения природоохранного, земельного, градостроительного законодательства, а также противопожарных и санитарно – эпидемиологических требований, которые носят системный характер и длительное время не устраняются. Такие нарушения выявлены как в деятельности туристических объектов на территории Иркутской области, так и в республике Бурятия.
Практически повсеместно сточные воды туристических баз и гостевых домов после предварительной очистки сбрасываются в негерметичные дренажные колодцы, откуда проникают в грунт и подземные горизонты грунтовых вод. При этом уровень загрязняющих веществ в стоках имеет высокий уровень загрязнения. Значительная часть туристических объектов сбрасывает бытовые отходы в грунт без какой-либо очистки. Все эти стоки дренируют и распространяются по акватории Байкала.
Нарушается порядок временного хранения твердых бытовых отходов, горюче-смазочных материалов.
Повсеместно подземные воды используются в отсутствии лицензии, на водозаборные скважины не разработаны и не утверждены проекты зон санитарной охраны. В нарушение требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» паспорта отходов не утверждены, учет движения образуемых отходов не обеспечивается.
Земли, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного назначения используются для предпринимательской деятельности по предоставлению гостиничных и туристических услуг, что прямо запрещено.
Капитальные объекты возведены без прохождения государственной экологической экспертизы, разрешений на строительство, эксплуатируются без ввода в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Имеют широкое распространение факты самовольного захвата земли, незаконного размещения на них строений, в том числе капитального характера.
Осуществление эксплуатации здания, сооружения либо иной деятельности с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая причиняет вред или несет угрозу его причинения, является основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности в соответствии со статьями 1065 ГК РФ, 34, 56, 80 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В связи с чем, в отношении владельцев объектов, оказывающих деятельность по размещению туристов в судебном порядке прокурорами заявляются требования о запрете, приостановлении деятельности до устранения допускаемых нарушений, взыскании причиненного ущерба.
С участием сотрудников Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры судом уже вынесено 12 решений о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением требований природоохранного законодательства. Часть требований прокурора исполнена владельцами баз отдыха добровольно, 5 дел в настоящий момент рассматривается судом.
Аналогичные нарушения выявлены на территории республики Бурятия. Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в суды направлено 15 исков к объектам туристической деятельности (гостиницы, базы отдыха, гостевые дома) о запрете осуществления определенных видов деятельности до устранения указанных нарушений, освобождении самовольно занятых земельных участков.
Северобайкальской прокуратурой в суды направлено 8 исков, 5 из которых рассмотрено и удовлетворено. В судебном порядке поставлены вопросы о запрете деятельности, взыскании ущерба, причиненного в результате загрязнения почвы, обязании получить согласование с территориальными органами Росрыболовства, произвести постановку на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, истребовании из чужого незаконного владения водных объектов — озер, предоставленных под видом земельных участков, признании договора аренды лесных участков недействительным.
Так, в судебном порядке удалось пресечь незаконное предоставление лесного участка в государственном природном заказнике «Фролихинский», являющимся особо охраняемой природной территорией федерального значения. Спорный земельный участок расположен на мысе Лаканда, где на прибрежных камнях расположилось лежбище байкальской нерпы, вмещающее до 30 особой одновременно. Осуществление рекреационной деятельности на данном лесном участке могло привести к повреждению (уничтожению) красно книжных растений, утрате лежбища байкальской нерпы.
Межрайонными природоохранными прокурорами нарушения действующего природоохранного законодательства выявлены практически на всех проверенных объектах.
Проверка будет продолжена в течение всего летнего сезона.
Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
Турбазы на Байкале. Деятельность, оказывающая на озеро негативное воздействие, должна быть запрещена
Результаты проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при организации рекреационной деятельности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, показали недопустимо возрастающий уровень антропогенного воздействия на экосистему озера Байкал. Рекреационная нагрузка на побережье озера Байкал в районе малого моря, остров Ольхон, в разы превышает установленные нормы. В летний период приближается к катастрофической.
Вместе с тем, Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» запрещены виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
В Центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещено строительство зданий и сооружений, функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
До настоящего времени ни контролирующие органы, ни органы местного самоуправления не обладают достоверными сведениями даже о количестве объектов размещения туристов.
По состоянию на май 2018 только на острове Ольхон построено и функционирует не мене 143 различных турбаз, коллективных средств размещения. Всего в Ольхонском районе таких объектов, по предварительной оценке более 500. И это в период, когда еще не начался полноценный туристический сезон.
Проверки показали многочисленные нарушения природоохранного, земельного, градостроительного законодательства, а также противопожарных и санитарно – эпидемиологических требований, которые носят системный характер и длительное время не устраняются. Такие нарушения выявлены как в деятельности туристических объектов на территории Иркутской области, так и в республике Бурятия.
Практически повсеместно сточные воды туристических баз и гостевых домов после предварительной очистки сбрасываются в негерметичные дренажные колодцы, откуда проникают в грунт и подземные горизонты грунтовых вод. При этом уровень загрязняющих веществ в стоках имеет высокий уровень загрязнения. Значительная часть туристических объектов сбрасывает бытовые отходы в грунт без какой-либо очистки. Все эти стоки дренируют и распространяются по акватории Байкала.
Нарушается порядок временного хранения твердых бытовых отходов, горюче-смазочных материалов.
Повсеместно подземные воды используются в отсутствии лицензии, на водозаборные скважины не разработаны и не утверждены проекты зон санитарной охраны. В нарушение требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» паспорта отходов не утверждены, учет движения образуемых отходов не обеспечивается.
Земли, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного назначения используются для предпринимательской деятельности по предоставлению гостиничных и туристических услуг, что прямо запрещено.
Капитальные объекты возведены без прохождения государственной экологической экспертизы, разрешений на строительство, эксплуатируются без ввода в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Имеют широкое распространение факты самовольного захвата земли, незаконного размещения на них строений, в том числе капитального характера.
Осуществление эксплуатации здания, сооружения либо иной деятельности с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая причиняет вред или несет угрозу его причинения, является основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности в соответствии со статьями 1065 ГК РФ, 34, 56, 80 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В связи с чем, в отношении владельцев объектов, оказывающих деятельность по размещению туристов в судебном порядке прокурорами заявляются требования о запрете, приостановлении деятельности до устранения допускаемых нарушений, взыскании причиненного ущерба.
С участием сотрудников Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры судом уже вынесено 12 решений о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением требований природоохранного законодательства. Часть требований прокурора исполнена владельцами баз отдыха добровольно, 5 дел в настоящий момент рассматривается судом.
Аналогичные нарушения выявлены на территории республики Бурятия. Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в суды направлено 15 исков к объектам туристической деятельности (гостиницы, базы отдыха, гостевые дома) о запрете осуществления определенных видов деятельности до устранения указанных нарушений, освобождении самовольно занятых земельных участков.
Северобайкальской прокуратурой в суды направлено 8 исков, 5 из которых рассмотрено и удовлетворено. В судебном порядке поставлены вопросы о запрете деятельности, взыскании ущерба, причиненного в результате загрязнения почвы, обязании получить согласование с территориальными органами Росрыболовства, произвести постановку на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, истребовании из чужого незаконного владения водных объектов — озер, предоставленных под видом земельных участков, признании договора аренды лесных участков недействительным.
Так, в судебном порядке удалось пресечь незаконное предоставление лесного участка в государственном природном заказнике «Фролихинский», являющимся особо охраняемой природной территорией федерального значения. Спорный земельный участок расположен на мысе Лаканда, где на прибрежных камнях расположилось лежбище байкальской нерпы, вмещающее до 30 особой одновременно. Осуществление рекреационной деятельности на данном лесном участке могло привести к повреждению (уничтожению) красно книжных растений, утрате лежбища байкальской нерпы.
Межрайонными природоохранными прокурорами нарушения действующего природоохранного законодательства выявлены практически на всех проверенных объектах.
Проверка будет продолжена в течение всего летнего сезона.
Все права защищены