Рассказы об интересных случаях из практики прокурорского надзора

  • 3 декабря 2021, 16:54
Контрабандисты. Из книги В.П. Балябы «Оглядываясь назад»
  Текст

За годы работы мне пришлось быть и территориальным, и транспортным прокурором. При всей, казалось бы, схожести функций и задач, стоящих перед ними, работа существенно отличается. На территории все более отлажено, стоит или лежит на одном месте, необходимые экспертные учреждения и вспомогательные службы рядом, под боком, если тяжело одному, в любое время можно попросить помощи у соседней или вышестоящей прокуратуры.

На транспорте все иначе и сложней. Региональная прокуратура одна на весь федеральный округ, районные на несколько территориальных образований. Транспортные происшествия совершаются, как правило, вдали от городов и населенных пунктов, куда приходится выезжать или вылетать для проверки и расследования. На месте происшествия квалифицированной помощи ждать не от кого, приходится рассчитывать только на свои силы и знания. Свидетелей и очевидцев приходится искать и собирать по всей стране, в чем убедился на собственном опыте. Это в полной мере относится не только к происшествиям, но и проверкам хозяйственной деятельности транспортных предприятий.

Более того, транспортного прокурора за год-два не подготовить, это длительный и трудоемкий процесс. Помимо основного законодательства он должен владеть большим объемом специальных познаний, знать специфику производства и транспортных средств. А это и авиация, и железная дорога, и морской, и речной транспорт, и таможенные органы. Без знания их особенностей работать невозможно...

Дальневосточная транспортная прокуратура за годы существования проводила большую работу по соблюдению законодательства на транспорте и расследованию тяжких преступлений. Это не только авиационные катастрофы, крушения поездов и кораблекрушения, но и контрабанда…

Осталось в памяти и одно из последних дел, оконченных Дальневосточной транспортной прокуратурой. Дело о большой, устойчивой и глубоко законспирированной группе контрабандистов, действовавшей в Приморском крае. Сложность выявления, и особенно расследования заключалась в том, что в группу входили те, кто по своему служебному положению обязаны были пресекать контрабанду. Среди 18 человек, входивших в преступную группу, были не только рядовые работники таможенного поста «Турий Рог», но и офицеры оперативной таможни, оперуполномоченные по особо важным делам отдела по борьбе с контрабандой, работники службы собственной безопасности Уссурийской таможни, работники милиции и пограничной службы, имевшие воинские звания от прапорщика до подполковника. Все они хорошо знали не только как выявлять контрабанду, но и как заметать следы преступной деятельности.

Вступив в сговор между собой и рядом граждан, они за взятки от двух до десяти тысяч долларов США пропускали из Китая в Россию большегрузные автомашины с незадекларированным грузом, создавали видимость досмотра, а затем сопровождали их до города Уссурийска, оберегая в пути.

Для расследования столь сложного и необычного уголовного дела была создана оперативно-следственная группа из работников Дальневосточной транспортной прокуратуры. В нее вошли наиболее подготовленные работники, имевшие за плечами не один год следственно-прокурорской работы. Возглавил группу В. И. Колесников, ему помогали опытные работники Л. А. Борисенко и В. А. Салимов. При необходимости я усиливал группу другими работниками. Более года прокуроры шаг за шагом продвигались к истине, устанавливали свидетелей, факты, обстоятельства.

Но не дремали и наши противники. Вооруженные опытом, знаниями оперативной работы и жгучим желанием уйти от ответственности, они создавали трудности в работе, пытались запутать следствие, предпринимали попытки запугивания и шантажа. Пытались повлиять на ход расследования и некоторые высокопоставленные представители местных органов власти.

В связи с тем, что основные следственные действия проводились на территории Приморского края, наши товарищи жили и работали в городе Уссурийске. Как правило, на работе засиживались допоздна, а потом на маршрутном такси ехали отдыхать в городскую гостиницу.

В один из таких вечеров Колесников, выйдя из прокуратуры, направился на остановку такси. Маршрутка стояла несколько на отдалении от обычного места. Дверь была открыта, в салоне находилось несколько человек. Как только Колесников вошел, дверь закрылась, и машина тронулась с места, но поехала не по обычному маршруту, а за город. Почувствовав неладное, Колесников попросил остановиться. Шофер не реагировал, а сидящий рядом парень завел разговор об уголовном деле. Предлагал деньги за его прекращение или за любую информацию о ходе следствия, одновременно высказывая завуалированные угрозы. Поколесив по окраинам, машина вернулась в город и остановилась возле гостиницы, где высадили Колесникова. Получив рапорт руководителя группы, пришлось принимать меры по его безопасности.

Однако история имела продолжение. В один из вечеров, возвращаясь с работы, я зашел в подъезд своего дома. Лифт был заблокирован, пошел пешком. Между вторым и третьим этажами возле окна спиной ко мне стояли два парня. Как только я прошел их, услыхал: «Мужик!..», повернувшись, сразу же получил удар в лицо. Спасла реакция – пока кулак летел, немного уклонился в сторону, и удар получился скользящий. Парни, ничего не говоря, бросились бежать вниз по лестнице. Пока останавливал кровь, хлынувшую ручьем из носа, их и след простыл. За это ли дело получил в «пятак» или за другое, так и не понял. Они не сказали, а я и не спрашивал, сложных дел было много. Нос был сломан, пришлось лечить его в больнице.

Но, как бы то ни было, уголовное дело мы успешно закончили, и 12 основных контрабандистов сели на скамью подсудимых. В августе 2002 года Камень-Рыбаловский гарнизонный военный суд всем им вынес обвинительные приговоры с реальным лишением свободы.