Прокурор разъясняет

  • 24 июля 2013, 08:45
Что необходимо знать предпринимателю при проведении плановой (внеплановой) проверки его деятельности органами государственного контроля (надзора)
  Текст

Что необходимо знать предпринимателю при проведении плановой (внеплановой) проверки его деятельности органами государственного контроля (надзора) 

 

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок проведения плановых (внеплановых) проверок органами государственного контроля (надзора), является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

 

В соответствии с ч.1 чт. 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

 

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. 

 

Плановые проверки проводятся согласно ежегодным планам проведения проверок. По общему правилу ежегодные планы проверок размещаются на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) и на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет».   

 

О проведении плановой проверки орган государственного контроля (надзора) должен уведомить организацию, индивидуального предпринимателя не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения. Для этого он направляет копию распоряжения/приказа руководителя или его заместителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

 

О проведении внеплановой выездной проверки, по общему правилу юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

 

Данная процедура может не соблюдаться, если существует угроза или причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возможно возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушены права потребителей.

 

Проверки могут проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст.ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ.

 

Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).

 

В ходе проверки орган государственного контроля направляет мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

 

Документы, указанные в запросе, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должен представить в течение десяти рабочих дней в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.

 

Иногда проверяющие требуют нотариального удостоверения копий документов. Обратите внимание Закон № 294-ФЗ такого права им не дает.

 

При выявлении ошибок или противоречий в копиях документов проверяемое лицо может дать пояснения, а также предъявить дополнительные материалы и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. Должностное лицо, проводившее проверку, обязано рассмотреть их.

 

Выездная проверка проводится по месту фактического осуществления деятельности проверяемого.

 

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя:

 

- с распоряжением о назначении и проведении и проверки;

 

- полномочиями лиц, проводящих выездную проверку;

 

- целями и задачами проверки;

 

- основаниями для проведения выездной проверки;

 

- видами и объемом мероприятий по контролю;

 

- составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;

 

- сроками и с условиями ее проведения.

 

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

 

При проведении проверки необходимо в полном объеме пользоваться правом непосредственного присутствия (участия) при проверке и правом давать компетентные и взвешенные объяснения, относящиеся к предмету ее проведения.

 

По общему правилу, сразу по завершению проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) в соответствии с требованиями ч. 1 и 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ обязаны составить акт проверки в двух экземплярах.

 

Один из них с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

 

При получении акта следует проверить его содержание. Акт составляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

 

Необходимо, чтобы дата, время и место проведения проверки, ее вид, дата и номер распоряжения о проведении проверки, ее продолжительность, сведения о результатах, выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших нарушения, соответствовали действительности.

 

При наличии расхождений в акте проверки, несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте предприниматель вправе представить в соответствующий орган контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

 

Законом № 294-ФЗ для этого установлен пятнадцатидневный срок, исчисляемый с даты получения акта.

 

Сведения о проводимых проверках вносятся в журнал учета проверок, который в обязательном порядке должен вестись на любом предприятии. Запись о проведении проверки делает проверяющее должностное лицо (ч.ч. 8, 9 ст.16 Закона № 294-ФЗ).

 

Проверяемые организации и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать в административном или судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение их прав.

 

Если проверка проведена с грубым нарушением требований к процедуре, то ее результаты могут быть признаны недействительными и отменены вышестоящим органом или судом (ч.ч. 1, 2 ст.20 Закона N 294-ФЗ).

 

Например, если:

 

– превышены установленные сроки проведения проверок;

 

– отсутствуют основания для проведения плановой или внеплановой выездной проверки;

 

– не соблюдены сроки уведомления о проведении проверки;

 

– проверка проведена без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) контролирующего органа;

 

– к проверке привлечены не аккредитованные в установленном порядке граждане и организации;

 

– проведена плановая проверка, не включенная в ежегодный план;

 

– внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя не согласована с органами прокуратуры;

 

– затребованы документы, не относящиеся к предмету проверки;

 

– не представлен акт проверки;

 

– выездная проверка проведена с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка.

 

Следует обратить внимание, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе:

 

1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которых действуют эти должностные лица;

 

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ;

 

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

 

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе и в количестве, превышающем установленные нормы;

 

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

 

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

 

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

 

​​​​​​​