Порядок приема и рассмотрения обращений граждан

  • 13 августа 2021, 14:11
Дальневосточная транспортная прокуратура обобщила итоги работы по рассмотрению обращений и приему граждан в первом полугодии 2021 года
  Текст

Полное и своевременное рассмотрение обращений граждан, обеспечение защиты прав и свобод человека является одной из приоритетных задач органов прокуратуры.

Количество поступивших в Дальневосточную транспортную прокуратуру обращений осталось на прежнем уровне – 2105 (в первом полугодии 2020 г. – 2113), практически треть из них подано в электронной форме (602).

Уменьшилось на 15% число разрешенных жалоб в сфере исполнения федерального законодательства (с 579 до 492), на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении их количество сократилось на 24% (со 120 до 91), по следствию и дознанию, напротив, возросло на 63% (со 179 до 292).

Непосредственно прокурорами разрешено 912 обращений (896), основной их объем–54% (65%) касался вопросов надзора за исполнением законов, в том числе жалобы в сфере транспорта (30%), соблюдения трудовых прав (14%), таможенного дела (14%), а также на нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду (8%) и др.

Каждое пятое обращение признано обоснованным. По итогам проверок выявлено свыше четырехсот нарушений закона, внесено 147 (104) представлений об их устранении, возбуждено 84 (67) дела об административных правонарушениях, в суд направлено 49 (91) исковых заявления, предостережено 4 (3) должностных лиц, принесено 4 (4) протеста, принято 33 (29) иные меры прокурорского реагирования.

Чаще обоснованными признавали доводы жалоб на нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования – 45% (18 из 40), по вопросам транспорта – 41% (61 из 149), на нарушения трудовых прав граждан – 39% (28 из 72). 

В отчетном периоде учитывая повышенный резонанс в вопросах негативного воздействия деятельности стивидорных компаний в морских портах при перевалке угля проведены выездные приемы и встречи с населением в г.г. Владивостоке, Находке, в п. Посьет, п. Ванино и Советская Гавань жители которых обращались в прокуратуру с жалобами на нарушения законодательства об охране окружающей среды.

В результате увеличилось в сравнении с прошлым годом как число поступивших, так и удовлетворенных жалоб данной категории. 

Так, 17.05.2021 в связи с распространением в средствах массовой информации публикаций о возможных нарушениях прав жителей г. Владивостока при перевалке угля в морском порту, Дальневосточный транспортный прокурор провел выездной прием жителей Фрунзенского района г. Владивостока по вопросам обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду при ведении хозяйственной деятельности в морском порту Владивосток.

По письменному коллективному обращению (петиция, подписанная более чем 600 гражданами), поступившему по итогам встречи, в действиях ПАО «Владивостокский морской торговый порт» выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Приморский транспортный прокурор внес представление руководителю стивидорной компании, по результатам рассмотрения которого проведена зачистка причальных сооружений от просыпей груза, снижены размеры штабелей угля, восстановлена целостность пылеветрозащитных сооружений, организована работа по заключению договора с аккредитованной организацией для замеров содержания в атмосферном воздухе угольной пыли, восстановлению подпорных стенок, три работника привлечены к дисциплинарной ответственности.

По постановлениям прокурора стивидорная компания и ее должностные лица привлечены к административной ответственности по ст. 8.1, ч. 2 ст. 8.4, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ с назначением административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 332 тыс. рублей

Приоритетным для транспортных прокуроров является надзор за исполнением законов о безопасности движения на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

В текущем году число разрешенных обращений по вопросам транспорта сократилось со 180 до 149, доля удовлетворенных напротив увеличилась на 15%.

Обращения в сфере водного транспорта касались вопросов соблюдения законодательства при эксплуатации причалов, перевозки опасных грузов на морских судах, обеспечения безопасной стоянки судов. 

В жалобах в сфере воздушного транспорта затронуты вопросы размещения объектов в приаэродромной территории, приобретения и возврата стоимости авиабилетов, соблюдения прав пассажиров при оказании услуг и др.

В сфере железнодорожного транспорта заявители указывали на необходимость ремонта и (или) обустройства железнодорожных переходов, сообщали о необоснованных действиях при реконструкции и эксплуатации объектов железного транспорта и др.

По итогам прокурорских проверок установлено, что не всегда соблюдались права пассажиров, вскрыты случаи использования объектов инфраструктуры и транспортных средств, не отвечающих требованиям безопасности, нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, установлены факты ненадлежащего содержания железнодорожных переходов. 

Учитывая значительное число жалоб граждан на качество перевозок, усилия прокуроров направлены на обеспечение прав пассажиров.

Нерюнгринская транспортная прокуратура по обращению Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в связи с жалобами пассажиров на низкую температуру в здании аэровокзала Нерюнгри провела проверку исполнения законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Установлено, что температура воздуха в залах ожидания и вылета аэровокзала составляла от 11,3 до 13,3 градусов Цельсия при норме не менее 20 градусов, нарушались санитарные правила при проведении обеззараживающих мероприятий.

Транспортный прокурор внес представление генеральному директору ФКП «Аэропорты Севера», по результатам его рассмотрения организовано соблюдение температурного режима в помещениях аэропорта, обеспечена необходимая концентрация дезинфицирующего средства при уборке помещений.

На основании постановлений транспортного прокурора директор аэропорта за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных зданий привлечен к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ с назначением административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 26 тыс. руб.

Количество жалоб на нарушения трудового законодательства уменьшилось в 2,5 раза, их разрешено 72 (176), удовлетворено 28 (100) или 39% (57%).

Значительную часть жалоб на нарушения трудового законодательства составили обращения российских моряков, трудоустроенных в иностранных судоходных компаниях.

Единственным результативным способом защиты их трудовых прав является оперативное обращение в суд до выхода судна из российского порта.

К примеру, по результатам рассмотрения обращений работников иностранной компании «НОРТВЕСТ ШИП МЕНЕДЖМЕНТ» - членов экипажей морских судов «ДиПиЭл АЛЮР», «Энджэл-Эй» прокуратурой в интересах заявителей предъявлено 13 исковых заявлений в суд о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму 4 377 тыс.руб.

До рассмотрения судами данных гражданских дел по существу ответчиком в добровольном порядке исполнены требования транспортного прокурора: задолженность по зарплате перед 13 заявителями погашена в полном объеме.

Существенную долю составляют жалобы на нарушения таможенного законодательства – 14%, их количество возросло с 38 до 71.

Удовлетворено 17 % обращений (12 из 71), что связано с ростом импортного товарооборота. Выявлены нарушения при проведении таможенного контроля, реализации полномочий по взысканию таможенных платежей. По результатам рассмотрения внесенных руководителям таможен представлений приняты меры к устранению нарушений, виновные лица привлечены к ответственности.

Например, подтвердились доводы руководителя представительства по Приморскому краю АНО «Национальный общественный комитет по противодействию коррупции» о нарушениях прав участника внешнеэкономической деятельности при таможенном контроле экспортируемого живого гребешка.

Установлено, что должностными лицами Дальневосточной электронной таможни (центра электронного декларирования) вопреки ст. 125 ТК ЕАЭС по 7 декларациям на товары приняты незаконные решения об отказе в выпуске живого морского гребешка в связи с непредставлением разрешительных документов, которые на данную группу товаров не требовались. 

Заместитель Дальневосточного транспортного прокурора внес представление начальнику Дальневосточного таможенного управления, которое рассмотрено и удовлетворено. Факты необоснованного истребования у участника внешнеэкономической деятельности разрешительных документов исключены.

Разрешена 91 жалоба на нарушения закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях (120), в том числе органа дознания – 63 (95), следователей – 28 (25). По результатам рассмотрения 10 (18) обращений удовлетворено. 

Наиболее распространенными причинами, побудившими граждан обратиться в надзорный орган в порядке ст.ст. 123 и 124 УПК РФ, явились допущенные следователями и дознавателями нарушения разумного срока уголовного судопроизводства, неполнота процессуальных проверок, неуведомление заинтересованных лиц о принятом решении, отказ  возбуждении уголовного дела.

По вопросам следствия и дознания количество жалоб возросло на 63% (со 179 до 292), удовлетворено 29 (23) или 10%.

Типичными основаниями для удовлетворения жалоб стала волокита при производстве процессуальных проверок, несвоевременное принятие дел к производству, вынесение незаконных решений по уголовным делам, а также нарушения, допущенные при проведении следственных действий.

Значительное внимание уделено вопросам личного приёма граждан.

Работа по получению сообщений о нарушениях закона велась, в том числе посредством проведения приемов граждан на предприятиях и в организациях транспорта, в морских портах, железнодорожных и аэровокзалах, в правоохранительных и таможенных органах, на пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Проведены тематические приемы в трудовых коллективах, в том числе о невыплате заработной платы.

Принят 721 (658) гражданин, из них более половины непосредственно прокурорами и их заместителями – 568 (478), или 78%.

Показал свою востребованность прием граждан на объектах транспортной инфраструктуры – железнодорожных и морских вокзалах, аэропортах, в пунктах пропуска через Государственную границу России, непосредственно в местах таможенного оформления и других местах, связанных с массовым пребыванием людей.

На системной основе велась работа по приему граждан в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах.

Для обеспечения права на обращение социально незащищенных категорий граждан, несовершеннолетних, детей сирот, оставшихся без попечения родителей, транспортными прокурорами (на правах районных) проведены встречи в поднадзорных образовательных учреждениях.

Например, Находкинской транспортной прокуратурой по результатам проведенного приема граждан проведена проверка по заявлению студента ФГБО УВО «МГУ им. адм. Г.И. Невельского», который отнесен к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не обеспечен уполномоченными органами жилым помещением специализированного жилищного фонда.

В целях защиты нарушенных прав студента, имеющего в силу своего статуса и в соответствии с нормами Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на благоустроенное жилое помещение, Находкинский транспортный прокурор обратился с исковым заявлением в суд о понуждении муниципального образования представить жилье специализированного жилищного фонда (находится на рассмотрении).

Для обеспечения права на обращение маломобильной категории граждан проведены их приемы, в том числе с выездом по месту нахождения в соответствующие учреждения.

В марте на выездном приеме в г. Биробиджане обратилась заявительница с жалобой на отсутствие на железнодорожном вокзале станции Биробиджан пандуса для маломобильных групп населения.  

Установлено, что вопреки ст. 80 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ведущий к дверям железнодорожного вокзала на указанной станции пандус не соответствует требованиям доступности для маломобильных категорий граждан, со стороны перрона отсутствует оборудованный съезд через бордюр для инвалидов-колясочников, а внутри здания – тактильные направляющие и специальные информационные таблички для слабовидящих лиц.

Биробиджанский транспортный прокурор внес представление руководителю Дальневосточной дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД», по результатам его рассмотрения организована работа по обустройству пандусов, укладке тактильной плитки в здании вокзала. Копия обращения направлена в администрацию г. Биробиджана для обустройства парковки для инвалидов.

Кроме этого, по постановлениям прокурора ОАО «РЖД» и его должностное лицо привлечены к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 22 тыс. рублей.

Продолжена практика тематических приемов в трудовых коллективах по актуальным вопросам, в том числе о невыплате заработной платы. По итогам рассмотрения письменных обращений с таких приемов принимаются исчерпывающие меры к защите прав и законных интересов заявителей.

Решение вопросов правового и организационного обеспечения деятельности по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан, юридических лиц, организации личного приема, повышение уровня и качества работы в данном направлении будет продолжено и во втором полугодии 2021 года.