Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны

Назад Костин Николай Алексеевич

«…Николай Алексеевич неохотно делился впечатлениями о войне. Солдаты, вернувшиеся с войны, не воспринимали это как героизм. Их патриотизм не носил показного характера, они просто любили свою Родину, защищали свои семьи. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Награжден нагрудным знаком «25 лет победы в Великой Отечественной войне», который вручался в 1970 году военнослужащим периода Великой Отечественной войны и войны с Японией, входящим в состав действующей армии...».

Так написала о Николае Алексеевиче Костине его внучка – Юлия Николаевна Немирова. А правнук Данил в школьном сочинении вспомнил надпись на удостоверении к знаку в честь 25-летия Победы – «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне» – и закончил словами: «Мой прадедушка – герой среди миллионов героев той страшной войны! Я им очень горжусь!».

Родился Николай Костин в Любинском районе, после школы работал в совхозе, затем окончил курсы совпартшколы в Тюмени и был направлен на работу инспектором Москаленского РОНО, а в 1938 году по линии ВЛКСМ получил направление в Любинскую прокуратуру. 

В 1941 году его призвали в Красную армию – попал на Забайкальский фронт. Как написал в автобиографии, «служил в 278 стрелковой дивизии, был командиром минометной роты».

Забайкальский фронт был образован в сентябре 1941 года на базе военного округа, в связи с угрозой вступления Японии в войну против СССР. До 1945 года войска фронта строили оборонительные рубежи вдоль границы СССР с оккупированной японцами Маньчжурией. Обстановка была сложная: в 1944 году было зафиксировано 144 случая нарушения японскими военными сухопутной и воздушной границы, 39 обстрелов советской территории.

После разгрома Германии в августе 1945 войска Забайкальского фронта приняли участие в Маньчжурской наступательной операции. Конкретных сведений об участии в наступлении Николая Костина в архивных документах нет, но точно известно, что 278 стрелковая дивизия входила в состав действующей армии.

После Победы, как следует из воспоминаний внучки и правнука – Юлии и Данилы Немировых, Николай Алексеевич Костин «был направлен на Южно-Уральские курсы усовершенствования офицеров пехоты Красной Армии». Такие курсы были созданы в разных регионах по указу Сталина, который считал, что «самым слабым местом нашей пехоты является неподготовленность командиров рот». Были такие курсы и на Забайкальском фронте, но в 1944 году их расформировали – так бы не пришлось уезжать на Урал, в город Уфу.

После Победы старший лейтенант Н. Костин вернулся в органы прокуратуры Омской области, где работал с апреля 1938 года. В середине 1950-х годов прошел обучение на Харьковских курсах переподготовки следователей.

Н.А. Костин неоднократно отмечался руководством на всех уровнях. В представлении на награждение орденом «Знак Почета» в 1966 году подчеркивалось про его поощрения: «За активную борьбу с преступностью Прокурором СССР ему объявлено две благодарности и присвоен внеочередной классный чин «младший советник юстиции». Кроме этого, тов. Костин награжден двумя Почетными грамотами и приказами прокурора области ему объявлено 8 благодарностей».

В 1972 году был награжден Почетной грамотой ЦК профсоюза работников государственных учреждений и Генерального прокурора СССР.

На 1974-й год пришлось расследование Костина по фактам хищений руководителями Тюкалинского ДСУ-4 при строительстве автодороги Омск-Тюмень. Виновные лица были осуждены, а фотография следователя прокуратуры Любинского района Николая Алексеевича Костина занесена на Доску почета.

С этим делом завершилась карьера младшего советника юстиции Н.А. Костина – в июне 1974 года он вышел на пенсию. Общий прокурорский стаж с учетом довоенных лет составил 30 лет.