Надзор за законностью исполнения уголовных наказаний

  • 20 февраля 2019, 20:07
Оказание заключенным под стражу и осужденным к лишению свободы медицинской помощи. Состояние прокурорского надзора за исполнением законов в данной сфере.
  Текст

Надо признать, что в последние годы наблюдается стабильно положительная динамика по обеспечению заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы надлежащей медицинской помощью. Уменьшается количество жалоб в органы прокуратуры по данным вопросам, сокращается число смертей среди заключенных под стражу и осужденных по болезни, улучшается ситуация по снабжению учреждений уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) лекарственными препаратами и медицинским оборудованием, снижаются показатели по количеству повторных заболеваний среди лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.

Во многом этому способствует проведение руководством ФСИН России необходимых реформ в указанной сфере, активизация ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в УИС со стороны руководства и должностных лиц управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России.

В определенной степени на ситуацию положительно влияет и усиление прокурорского надзора за соблюдением законов, направленных на охрану здоровья граждан в учреждениях УИС.

Так, в марте 2016 года Генеральным прокурором Российской Федерации направлено письмо Председателю Правительства Российской Федерации о принятии мер на государственном уровне для решения проблемы с обеспечением осужденных, больных ВИЧ-инфекцией и гепатитом, диагностическими средствами и лекарственными препаратами. Реализация Минздравом России высказанных в данном письме предложений позволила обеспечить медицинские учреждения УИС соответствующими лекарственными препаратами в необходимом объеме.

По сведениям ФСИН России всего в структуре 67 медико-санитарных частей (далее – МСЧ). В данном федеральном органе исполнительной власти функционируют 1 024 филиала МСЧ, из них: 673 медицинских части, 143 фельдшерских и 57 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 военно-врачебные комиссии; 72 центра санитарно-эпидемиологического надзора; 144 больницы (в том числе 65 туберкулезных, 5 психиатрических, 8 больниц для оказания медицинской помощи сотрудникам ФСИН России), 13 филиалов Домов ребенка.

Для оказания помощи заключенным под стражу и осужденным в учреждениях УИС, в которых функционируют фельдшерские и врачебные здравпункты, организовывается дежурство медицинских работников на дому. В случае необходимости оказания экстренной медицинской помощи обеспечивается вызов неотложной скорой помощи учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Однако, несмотря на принимаемые меры, по-прежнему во многих следственных изоляторах, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях нарушаются права граждан на охрану здоровья. В ходе прокурорских проверок в 2016 году установлено более 15 тысяч таких нарушений.

До настоящего времени медицинские подразделения ряда вышеуказанных учреждений не имеют современного медицинского оборудования. Обновление имеющегося и эксплуатируемого десятками лет оборудования, к тому же выработавшего технический ресурс, производится медленно. Не всегда соблюдались сроки проведения первичных или текущих медицинских осмотров, флюорографических и лабораторных исследований. Нередки случаи отсутствия у медицинских работников документов об образовании или профессиональной переподготовке, подтверждающих необходимый уровень квалификации, значителен удельный вес вакантных штатных единиц в подразделениях медицинской службы, в особенности врачей-специалистов.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о необходимости дальнейшей активизации и повышения качества прокурорского надзора за соблюдением законов при содержании лиц под стражей и исполнении уголовных наказаний, в том числе в упомянутой сфере.

С целью улучшения сложившейся ситуации Генеральная прокуратура Российской Федерации ориентирует прокуроров субъектов Российской Федерации на принятие дополнительных мер, направленных на совершенствование организации надзора, обеспечив надлежащую защиту конституционных прав и законных интересов граждан на безопасные условия содержания и охрану здоровья.