Судебная практика - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Документы
- 10 июля 2015
Постановление правительства Архангельской области от 12.12.2012 № 572-пп об утверждении Порядка отлова, учета, транспортировки, содержания и использования безнадзорных животных на территории Архангельской области дополнено пунктом 40 следующего содержания:
«Право муниципальной собственности на безнадзорных животных приобретается в соответствии с гражданским законодательством. Безнадзорные животные передаются в собственность муниципальных образований Архангельской области по акту передачи безнадзорных животных по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.
Акт передачи безнадзорных животных подписывается руководителем государственного учреждения и главой администрации муниципального образования Архангельской области. В случае отказа главы администрации муниципального образования Архангельской области от подписания акта передачи безнадзорных животных, они передаются в одностороннем порядке.
Право муниципальной собственности на безнадзорных животных возникает со дня подписания акта передачи безнадзорных животных, а при отказе главы администрации муниципального образования Архангельской области от его подписания - со дня уведомления администрации муниципального образования Архангельской области».
Администрация МО «Город Новодвинск» обратилась в суд с заявлением об оспаривании данной нормы, ссылаясь на то, что она принята по вопросу, находящемуся в ведении Российской Федерации, что порождает правовую неопределенность при ее применении.
Решением Архангельского областного суда от 14 января 2015 года заявление администрации муниципального образования «Город Новодвинск» удовлетворено частично, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими второе предложение второго абзаца и третий абзац пункта 40 Порядка. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ отменила решение суда по апелляционной жалобе МО «Город Новодвинск», указав следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в связи с чем органы государственной власти субъектов РФ обязаны осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере, предусматривающее как перечень конкретных мер, так и определение круга лиц, обязанных их осуществлять за счет средств регионального бюджета.
Однако такое регулирование законодательным органом субъекта РФ должно осуществляться в пределах собственных полномочий, в соответствии с действующими федеральными нормами и не нарушать установленного Конституцией РФ разделения вопросов ведения между РФ и субъектами РФ. Общие правила приобретения права собственности, в том числе, основания приобретения такого права, момент его возникновения у участника гражданского оборота установлены главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции РФ). Вопросы обращения с безнадзорными животными, в том числе обязанности лица, задержавшего безнадзорный или пригульный скот, органы, осуществляющие розыск собственника животных и их содержание изложены в статье 230 Гражданского кодекса РФ.
Статьей 231 этого же Кодекса урегулированы и вопросы приобретения права собственности на безнадзорных животных. С учетом изложенного, Судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопросы признания за муниципальным образованием права на безнадзорное животное и основания возникновения такого права не отнесены к вопросам ведения субъекта Российской Федерации.
Следовательно, Правительство Архангельской области, приняв оспариваемые заявителем положения о порядке возникновения права муниципальной собственности на безнадзорное животное, урегулировало пунктом 40 Порядка правоотношения в сфере гражданского законодательства, а, соответственно, вышло за пределы полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством. При этом нарушен и принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура Российской Федерации
10 июля 2015, 20:06
Субъект РФ не вправе регулировать вопросы, касающиеся оснований и порядка возникновения права муниципальной собственности на безнадзорных животных
Постановление правительства Архангельской области от 12.12.2012 № 572-пп об утверждении Порядка отлова, учета, транспортировки, содержания и использования безнадзорных животных на территории Архангельской области дополнено пунктом 40 следующего содержания:
«Право муниципальной собственности на безнадзорных животных приобретается в соответствии с гражданским законодательством. Безнадзорные животные передаются в собственность муниципальных образований Архангельской области по акту передачи безнадзорных животных по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.
Акт передачи безнадзорных животных подписывается руководителем государственного учреждения и главой администрации муниципального образования Архангельской области. В случае отказа главы администрации муниципального образования Архангельской области от подписания акта передачи безнадзорных животных, они передаются в одностороннем порядке.
Право муниципальной собственности на безнадзорных животных возникает со дня подписания акта передачи безнадзорных животных, а при отказе главы администрации муниципального образования Архангельской области от его подписания - со дня уведомления администрации муниципального образования Архангельской области».
Администрация МО «Город Новодвинск» обратилась в суд с заявлением об оспаривании данной нормы, ссылаясь на то, что она принята по вопросу, находящемуся в ведении Российской Федерации, что порождает правовую неопределенность при ее применении.
Решением Архангельского областного суда от 14 января 2015 года заявление администрации муниципального образования «Город Новодвинск» удовлетворено частично, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими второе предложение второго абзаца и третий абзац пункта 40 Порядка. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ отменила решение суда по апелляционной жалобе МО «Город Новодвинск», указав следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в связи с чем органы государственной власти субъектов РФ обязаны осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере, предусматривающее как перечень конкретных мер, так и определение круга лиц, обязанных их осуществлять за счет средств регионального бюджета.
Однако такое регулирование законодательным органом субъекта РФ должно осуществляться в пределах собственных полномочий, в соответствии с действующими федеральными нормами и не нарушать установленного Конституцией РФ разделения вопросов ведения между РФ и субъектами РФ. Общие правила приобретения права собственности, в том числе, основания приобретения такого права, момент его возникновения у участника гражданского оборота установлены главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции РФ). Вопросы обращения с безнадзорными животными, в том числе обязанности лица, задержавшего безнадзорный или пригульный скот, органы, осуществляющие розыск собственника животных и их содержание изложены в статье 230 Гражданского кодекса РФ.
Статьей 231 этого же Кодекса урегулированы и вопросы приобретения права собственности на безнадзорных животных. С учетом изложенного, Судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопросы признания за муниципальным образованием права на безнадзорное животное и основания возникновения такого права не отнесены к вопросам ведения субъекта Российской Федерации.
Следовательно, Правительство Архангельской области, приняв оспариваемые заявителем положения о порядке возникновения права муниципальной собственности на безнадзорное животное, урегулировало пунктом 40 Порядка правоотношения в сфере гражданского законодательства, а, соответственно, вышло за пределы полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством. При этом нарушен и принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены