Судебная практика - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Документы
- 16 марта 2016
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 № 301-ЭС15-13990 удовлетворено кассационное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций по арбитражному делу № А39-3283/2014 по иску заместителя прокурора Республики Мордовия к администрации муниципального района Республики Мордовия (далее – Администрация), ООО «СервисКомплект», ООО «БИС» о признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды нежилого помещения и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
По результатам открытого аукциона администрацией и ООО «СервисКомплект» заключен договор аренды нежилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно п. 2.3 данного договора арендатор не вправе передавать имущество в субаренду или безвозмездное пользование другим лицам. Вместе с тем оспариваемым прокурором дополнительным соглашением от 09.08.2013 № 1 к договору аренды стороны изменили названный п. 2.3 договора, предусмотрев право арендатора передавать имущество в субаренду с согласия собственника.
Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке. С согласия администрации ООО «СервисКомплект» и обществом «БИС» 01.11.2013 заключен договор субаренды, в соответствии с которым субарендодатель передал на 11 месяцев, а субарендатор принял во временное пользование спорное нежилое помещение для размещения аптечного пункта.
Соглашаясь с доводами кассационного представления, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала, что суды апелляционной и кассационной инстанций не приняли во внимание особенности предоставления муниципального имущества в пользование хозяйствующим субъектам, предусматривающие публичную, открытую и конкурентную процедуру передачи права пользования таким имуществом, запрет последующего изменения условий его использования сторонами договора, заключенного по результатам аукциона.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей закона.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила, согласно п. 98 которых такой договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
В соответствии с под. 16 п. 114 Правил документация об аукционе, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается. Согласно п. 115 Правил к документации об аукционе должен быть приложен проект договора, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Из системного толкования положений ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 17.1. Закона о защите конкуренции, также подпункта 16 п. 114 Правил следует, что если, в соответствии с аукционной документацией и условиями заключенного с арендатором договора аренды последнему права на передачу в субаренду не передавались, арендатор не мог в силу указанного ограничения заключить сделку по передаче этого права даже с согласия собственника, для которого существовал такой же запрет по распоряжению имуществом.
В связи с этим заключение договора аренды по результатам торгов само по себе не предоставляет права для передачи в субаренду, такая возможность должна быть прямо предусмотрена условиями конкурса.
Управление по обеспечению участия прокуроров
в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура Российской Федерации
16 марта 2016, 21:16
Договоры аренды муниципального имущества должны заключаться на условиях, изложенных в заявке на участие в конкурсе и в аукционной документации, при этом последующее их изменение не допускается, за исключением условия о цене договора.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 № 301-ЭС15-13990 удовлетворено кассационное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций по арбитражному делу № А39-3283/2014 по иску заместителя прокурора Республики Мордовия к администрации муниципального района Республики Мордовия (далее – Администрация), ООО «СервисКомплект», ООО «БИС» о признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды нежилого помещения и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
По результатам открытого аукциона администрацией и ООО «СервисКомплект» заключен договор аренды нежилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно п. 2.3 данного договора арендатор не вправе передавать имущество в субаренду или безвозмездное пользование другим лицам. Вместе с тем оспариваемым прокурором дополнительным соглашением от 09.08.2013 № 1 к договору аренды стороны изменили названный п. 2.3 договора, предусмотрев право арендатора передавать имущество в субаренду с согласия собственника.
Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке. С согласия администрации ООО «СервисКомплект» и обществом «БИС» 01.11.2013 заключен договор субаренды, в соответствии с которым субарендодатель передал на 11 месяцев, а субарендатор принял во временное пользование спорное нежилое помещение для размещения аптечного пункта.
Соглашаясь с доводами кассационного представления, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала, что суды апелляционной и кассационной инстанций не приняли во внимание особенности предоставления муниципального имущества в пользование хозяйствующим субъектам, предусматривающие публичную, открытую и конкурентную процедуру передачи права пользования таким имуществом, запрет последующего изменения условий его использования сторонами договора, заключенного по результатам аукциона.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей закона.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила, согласно п. 98 которых такой договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
В соответствии с под. 16 п. 114 Правил документация об аукционе, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается. Согласно п. 115 Правил к документации об аукционе должен быть приложен проект договора, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Из системного толкования положений ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 17.1. Закона о защите конкуренции, также подпункта 16 п. 114 Правил следует, что если, в соответствии с аукционной документацией и условиями заключенного с арендатором договора аренды последнему права на передачу в субаренду не передавались, арендатор не мог в силу указанного ограничения заключить сделку по передаче этого права даже с согласия собственника, для которого существовал такой же запрет по распоряжению имуществом.
В связи с этим заключение договора аренды по результатам торгов само по себе не предоставляет права для передачи в субаренду, такая возможность должна быть прямо предусмотрена условиями конкурса.
Управление по обеспечению участия прокуроров
в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены