Судебная практика - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Документы
- 8 декабря 2011
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 20.09.2011 (№ 7905/09) рассмотрев заявления Федеральной антимонопольной службы о пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу № А40-40222/08-153-445 Арбитражного суда г. Москвы установил, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве (далее - Мослесхоз) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 16.06.2008 по делу № 1 17/33-08.
По делу принят ряд судебных актов, которыми заявление Мослесхоза удовлетворено.
В порядке, предусмотренном ст. 52 АПК РФ, в целях обеспечения законности в дело вступил прокурор г. Москвы. В заседании Президиума ВАС РФ принял участие представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела Президиум ВАС РФ согласившись с позицией прокурора, установил следующее.
ФАС России по результатам проведенного контрольного мероприятия возбудила дело № 1 17/33-08 о нарушении Мослесхозом антимонопольного законодательства.
Антимонопольная служба выявила ограничение Мослесхозом доступа к торгам, выразившееся в установлении необоснованно короткого периода времени на подачу заявок (без учета большого количества желающих принять участие в аукционах); неуказании в извещениях о предварительной записи на проход в здание Мослесхоза для подачи заявок; запрете на возможность подачи заявок посредством почтовой связи; нарушении открытой формы торгов; непринятии заявок через канцелярию; неоформлении пропусков для прохода в здание Мослесхоза по заявкам, направленным телеграммами.
Решением ФАС России от 16.06.2008 по делу № 1 17/33-08 Мослесхоз признан нарушившим ч.2 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части необоснованного ограничения доступа потенциальных участников к участию в лесных аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, назначенных на 19 - 20.12.2007.
Предписанием ФАС России по этому делу Мослесхозу вменена обязанность при проведении лесных аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, не совершать действий, которые могут привести к ограничению конкуренции, в том числе: в извещениях о проведении аукционов, в аукционной документации предусматривать порядок подачи заявок на участие в лесных аукционах с учетом имеющегося в занимаемом здании пропускного режима; устанавливать срок подачи заявок на участие в лесных аукционах, обеспечивающий возможность подачи таких заявок всеми лицами, желающими принять участие в лесных аукционах, но не менее 14 рабочих дней; в извещениях о проведении аукционов, в аукционной документации предусматривать возможность подачи заявок на участие в лесных аукционах, в том числе путем направления по почте.
Данные ненормативные акты антимонопольной службы Мослесхоз обжаловал в арбитражный суд.
Признавая недействительными оспариваемые решение и предписание ФАС России, суды пришли к выводу о недоказанности создания Мослесхозом препятствий к подаче заявок на аукционы и необоснованного ограничения доступа к участию в аукционах.
Однако Президиум ВАС РФ указал, что, несмотря на полученные Мослесхозом телеграммы ряда лиц с просьбой включить их представителей в списки на проход к месту подачи заявок, это не было сделано. Кроме того, заявки не были приняты у нотариусов, выполняющих соответствующие поручения лиц, желающих принять участие в лесных аукционах. О наличии в здании пропускного режима и необходимости предварительной записи для прохода к месту подачи заявок в извещениях о проведении аукционов также не сообщалось.
Данные обстоятельства отражены в оспариваемом решении ФАС России, подтверждаются документами, представленными в материалы дела.
Частью 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно ч. 2 названной статьи в случае, если организаторами или заказчиками торгов являются, в частности, федеральные органы исполнительной власти, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов, в настоящем случае, наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также, в рассматриваемом деле, публичные интересы.
Таким образом, Президиум ВАС РФ указал, что оспариваемые судебные акты вынесены с неправильным применением норм права и отменил их в соответствии с п.1, 3 ч.1 ст. 304 АПК РФ (как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура Российской Федерации
8 декабря 2011, 22:24
Ограничение доступа потенциальных участников к торгам противоречит требованиям Федерального закона "О защите конкуренции"
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 20.09.2011 (№ 7905/09) рассмотрев заявления Федеральной антимонопольной службы о пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу № А40-40222/08-153-445 Арбитражного суда г. Москвы установил, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве (далее - Мослесхоз) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 16.06.2008 по делу № 1 17/33-08.
По делу принят ряд судебных актов, которыми заявление Мослесхоза удовлетворено.
В порядке, предусмотренном ст. 52 АПК РФ, в целях обеспечения законности в дело вступил прокурор г. Москвы. В заседании Президиума ВАС РФ принял участие представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела Президиум ВАС РФ согласившись с позицией прокурора, установил следующее.
ФАС России по результатам проведенного контрольного мероприятия возбудила дело № 1 17/33-08 о нарушении Мослесхозом антимонопольного законодательства.
Антимонопольная служба выявила ограничение Мослесхозом доступа к торгам, выразившееся в установлении необоснованно короткого периода времени на подачу заявок (без учета большого количества желающих принять участие в аукционах); неуказании в извещениях о предварительной записи на проход в здание Мослесхоза для подачи заявок; запрете на возможность подачи заявок посредством почтовой связи; нарушении открытой формы торгов; непринятии заявок через канцелярию; неоформлении пропусков для прохода в здание Мослесхоза по заявкам, направленным телеграммами.
Решением ФАС России от 16.06.2008 по делу № 1 17/33-08 Мослесхоз признан нарушившим ч.2 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части необоснованного ограничения доступа потенциальных участников к участию в лесных аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, назначенных на 19 - 20.12.2007.
Предписанием ФАС России по этому делу Мослесхозу вменена обязанность при проведении лесных аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, не совершать действий, которые могут привести к ограничению конкуренции, в том числе: в извещениях о проведении аукционов, в аукционной документации предусматривать порядок подачи заявок на участие в лесных аукционах с учетом имеющегося в занимаемом здании пропускного режима; устанавливать срок подачи заявок на участие в лесных аукционах, обеспечивающий возможность подачи таких заявок всеми лицами, желающими принять участие в лесных аукционах, но не менее 14 рабочих дней; в извещениях о проведении аукционов, в аукционной документации предусматривать возможность подачи заявок на участие в лесных аукционах, в том числе путем направления по почте.
Данные ненормативные акты антимонопольной службы Мослесхоз обжаловал в арбитражный суд.
Признавая недействительными оспариваемые решение и предписание ФАС России, суды пришли к выводу о недоказанности создания Мослесхозом препятствий к подаче заявок на аукционы и необоснованного ограничения доступа к участию в аукционах.
Однако Президиум ВАС РФ указал, что, несмотря на полученные Мослесхозом телеграммы ряда лиц с просьбой включить их представителей в списки на проход к месту подачи заявок, это не было сделано. Кроме того, заявки не были приняты у нотариусов, выполняющих соответствующие поручения лиц, желающих принять участие в лесных аукционах. О наличии в здании пропускного режима и необходимости предварительной записи для прохода к месту подачи заявок в извещениях о проведении аукционов также не сообщалось.
Данные обстоятельства отражены в оспариваемом решении ФАС России, подтверждаются документами, представленными в материалы дела.
Частью 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно ч. 2 названной статьи в случае, если организаторами или заказчиками торгов являются, в частности, федеральные органы исполнительной власти, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов, в настоящем случае, наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также, в рассматриваемом деле, публичные интересы.
Таким образом, Президиум ВАС РФ указал, что оспариваемые судебные акты вынесены с неправильным применением норм права и отменил их в соответствии с п.1, 3 ч.1 ст. 304 АПК РФ (как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены