Судебная практика - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Документы
- 17 августа 2011
Согласно ч. 2 ст. 4 закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчёте норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются.
Крякушин А.С. оспорил данную норму, указывая на ее противоречие п.5 ст. 51 ЖК РФ в той части, в которой она предусматривает предоставление жилого помещения по нормам, рассчитываемым без учёта членов семьи указанной категории граждан.
Решение Верховного суда Республики Удмуртия об отказе в удовлетворении требований Судебной коллегией отменено в связи с неправильным толкованием норм материального права.
В обоснование решения об отказе в удовлетворении заявления суд сослался на Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнитель-ных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считая, что действие Закона направлено на оказание государственной поддержки именно названной категории лиц, в силу чего на членов семьи этих лиц не распространяется.
Отклоняя доводы заявителя о противоречии оспариваемой нормы пункту 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд указал, что жилищное законодательство лишь закрепляет право указанной категории граждан на внеочередное получение жилой площади, но не определяет содержание этой меры социальной поддержки.
Судебная коллегия с таким выводом суда не согласилась.
В силу ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма закреплена и в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определённым федеральным законом категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.
Федеральный закон № 159-ФЗ, гарантировав детям-сиротам и лицам из их числа получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий, не прописывает в названном Законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проанализировав приведённые положения, Судебная коллегия пришла к выводу, что отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учётом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5 статьи 57, статья 58 Жилищного кодекса российской Федерации).
Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не установлено.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009г. № 1203, предусматривают предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации.
Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв.м, то есть не исключается возможность получения жилой площади с учётом членов семьи при наличии таковых (пункт 6 Правил).
Таким образом, законодатель Удмуртской Республики, указав в Законе от 6 марта 2007 г., что жилая площадь детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется без учёта членов семьи, установил иное правовое регулирование, чем предусмотрено федеральным законодательством, не содержащим такого ограничения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации вынесла новое решение, которым признала оспариваемую норму недействующей с момента вступления в силу решения суда (дело № 43-Г11-9).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура Российской Федерации
17 августа 2011, 16:36
Норма закона субъекта РФ о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилой площади по договору социального найма без учета членов семьи данной категории граждан признана незаконной.
Согласно ч. 2 ст. 4 закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчёте норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются.
Крякушин А.С. оспорил данную норму, указывая на ее противоречие п.5 ст. 51 ЖК РФ в той части, в которой она предусматривает предоставление жилого помещения по нормам, рассчитываемым без учёта членов семьи указанной категории граждан.
Решение Верховного суда Республики Удмуртия об отказе в удовлетворении требований Судебной коллегией отменено в связи с неправильным толкованием норм материального права.
В обоснование решения об отказе в удовлетворении заявления суд сослался на Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнитель-ных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считая, что действие Закона направлено на оказание государственной поддержки именно названной категории лиц, в силу чего на членов семьи этих лиц не распространяется.
Отклоняя доводы заявителя о противоречии оспариваемой нормы пункту 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд указал, что жилищное законодательство лишь закрепляет право указанной категории граждан на внеочередное получение жилой площади, но не определяет содержание этой меры социальной поддержки.
Судебная коллегия с таким выводом суда не согласилась.
В силу ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма закреплена и в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определённым федеральным законом категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.
Федеральный закон № 159-ФЗ, гарантировав детям-сиротам и лицам из их числа получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий, не прописывает в названном Законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проанализировав приведённые положения, Судебная коллегия пришла к выводу, что отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учётом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5 статьи 57, статья 58 Жилищного кодекса российской Федерации).
Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не установлено.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009г. № 1203, предусматривают предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации.
Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв.м, то есть не исключается возможность получения жилой площади с учётом членов семьи при наличии таковых (пункт 6 Правил).
Таким образом, законодатель Удмуртской Республики, указав в Законе от 6 марта 2007 г., что жилая площадь детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется без учёта членов семьи, установил иное правовое регулирование, чем предусмотрено федеральным законодательством, не содержащим такого ограничения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации вынесла новое решение, которым признала оспариваемую норму недействующей с момента вступления в силу решения суда (дело № 43-Г11-9).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены