Судебная практика - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Документы
- 18 февраля 2015
Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области издан приказ от 28.12.2010 № 1907 «Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками».
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи V данного Положения земельные участки для установки металлических гаражей предоставляются в непосредственной близости от места жительства льготным категориям граждан (инвалидам I, II групп, участникам ВОВ и приравненным к ним категориям граждан), имеющим на праве собственности транспортное средство.
Д. обратился в суд с заявлением о признании частично недействующим указанного пункта, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон о социальной защите инвалидов), закрепляющему социальные гарантии для инвалидов независимо от группы. Указал, что оспариваемая норма ограничивает его права как инвалида III группы, получившего автомобиль бесплатно по линии социальной защиты, на предоставление земельного участка в непосредственной близости от места жительства для установки металлического гаража.
Решением Воронежского областного суда от 15.07.2014 в удовлетворении требования отказано.
В обоснование принятого решения суд указал, что оспариваемый нормативный правовой акт и Закон о социальной защите инвалидов имеют различные предметы регулирования, в связи с чем спорное положение не может считаться противоречащим нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с этим суждением не согласилась и отменила решение суда по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации (статьи 7) и Конвенцией о правах инвалидов (статья 9), ратифицированной Российской Федерацией, предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
К числу таких гарантий относятся и положения статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов, закрепляющие право указанной категории граждан на места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения, которые предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учётом градостроительных норм.
Таким образом, и статья 15 названного федерального закона, и оспариваемая норма направлены на обеспечение доступа инвалидов к транспорту в непосредственной близости от места жительства.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, признав оспариваемое положение нормативного правового акта ограничивающим права инвалидов III группы на получение мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вне очереди вблизи места жительства, гарантированное федеральным законом, отменила обжалуемое судебное постановление и приняла новое решение об удовлетворении заявленного требования (определение Верховного Суда Российской Федерации № 14-АПГ14-16 от 19.11.2014).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура Российской Федерации
18 февраля 2015, 14:14
Нормативный правовой акт субъекта РФ незаконно ограничил права инвалидов III группы на получение мест для строительства гаража или стоянки для средств передвижения вне очереди вблизи места жительства
Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области издан приказ от 28.12.2010 № 1907 «Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками».
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи V данного Положения земельные участки для установки металлических гаражей предоставляются в непосредственной близости от места жительства льготным категориям граждан (инвалидам I, II групп, участникам ВОВ и приравненным к ним категориям граждан), имеющим на праве собственности транспортное средство.
Д. обратился в суд с заявлением о признании частично недействующим указанного пункта, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон о социальной защите инвалидов), закрепляющему социальные гарантии для инвалидов независимо от группы. Указал, что оспариваемая норма ограничивает его права как инвалида III группы, получившего автомобиль бесплатно по линии социальной защиты, на предоставление земельного участка в непосредственной близости от места жительства для установки металлического гаража.
Решением Воронежского областного суда от 15.07.2014 в удовлетворении требования отказано.
В обоснование принятого решения суд указал, что оспариваемый нормативный правовой акт и Закон о социальной защите инвалидов имеют различные предметы регулирования, в связи с чем спорное положение не может считаться противоречащим нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с этим суждением не согласилась и отменила решение суда по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации (статьи 7) и Конвенцией о правах инвалидов (статья 9), ратифицированной Российской Федерацией, предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
К числу таких гарантий относятся и положения статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов, закрепляющие право указанной категории граждан на места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения, которые предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учётом градостроительных норм.
Таким образом, и статья 15 названного федерального закона, и оспариваемая норма направлены на обеспечение доступа инвалидов к транспорту в непосредственной близости от места жительства.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, признав оспариваемое положение нормативного правового акта ограничивающим права инвалидов III группы на получение мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вне очереди вблизи места жительства, гарантированное федеральным законом, отменила обжалуемое судебное постановление и приняла новое решение об удовлетворении заявленного требования (определение Верховного Суда Российской Федерации № 14-АПГ14-16 от 19.11.2014).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены